В рамках противодействия коррупции можно сотни раз проверять декларации чиновников и депутатов, и если не обращать внимания на качество законодательных актов, принимаемых Верховной Радой, все будет бесполезно. Поэтому у Нацагенства по предотвращению коррупции есть ключевая функция взаимодействия с парламентом, которая могла бы качественно перезагрузить всю систему государственного управления. Речь идет о проведении антикоррупционной экспертизы будущих законов. И с этим у НАПК серьезные проблемы. Почему этот процесс важен, рассказал Алексей Волошин в статье «НАПК&Верховная Рада: шанс на перезагрузку отношений и вызовы для будущего руководителя».
«Антикорэкспертиза является инструментом стратегического уровня для предотвращения коррупции, которая должна быть приоритетной. Агентство может проводить экспертизу любых актов по собственной инициативе и давать рекомендации народным депутатам. Более того, НАПК может заблокировать принятие закона в зале по меньшей мере на 10 дней, если рекомендации после антикорэкспертизы НАПК не были выполнены (или законопроект был существенно изменен до второго чтения), и дать депутатам время сделать это еще раз. За 2022 год НАПК промониторило 3905 проектов законов и актов Кабмина и провело 102 антикоррупционные экспертизы (схожие объемы работы были и в 2021 году)», – пишет автор.
Однако, по словам Волошина, настоящим краш-тестом для НАПК стал скандально известный законопроект №5655 о градостроительной реформе. Эта ситуация, как отметил эксперт, – это красный сигнал относительно потенциальных проблем в этой части работы НАПК. Перипетии этого кейса неоднократно подробно освещали ZN.UA.
«Агентство не выполнило свою ключевую функцию, пропустив откровенно коррупционный закон в зал, а его руководитель Александр Новиков публично сказал неправду, заявив, что авторы законопроекта учли все рекомендации НАПК. Несмотря на то, что эта неправда раскрылась, глава НАПК молчит до сих пор и даже посещает презентации коррупционного закона, которые организует Минвосстановление. Хотя Новиков имеет все инструменты обратиться к президенту с просьбой не подписывать законопроект», – пишет Волошин.
Следовательно, по его словам, уже очевидны задачи по антикоррупционным экспертизам НАПК. Во-первых, как отметил Волошин, разработка любых проектов должна быть достаточно открытой и учитывать мнение общественности. Во-вторых, 10 дней на оценку масштабных проектов, в том числе и подготовленных ко второму чтению, крайне ограниченное время, поэтому нужно четко прописать право на повторную антикорэкспертизу для НАПК в случае необходимости. В-третьих, следует усилить роль экспертизы при разработке документов, например, путем введения обязательного публичного объяснения неучтенных рекомендаций агентства.
«В настоящее время нет механизма обратной связи с НАПК в случае, если парламент не учитывает его рекомендаций и принимает законодательный акт с очевидными коррупционными рисками. В-четвертых, очевидна необходимость кадрового усиления способности специального управления НАПК, которое работает в направлении антикоррупционных экспертиз», – подытожил Волошин.
Согласно исследованию Transparency International Ukraine, за три года антикоррупционные органы улучшили свой средний общий балл с предыдущего исследования 2020 года на пол балла — с 3,4 до 3,9. В TI добавили, что в исследовании 2020 года дали антикоррупционным органам 103 совета. С тех пор они выполнили 23, частично выполнили – 36, совсем не выполнили – 41. На этот раз антикоррупционным органам также дали советы.
Отчет внешней независимой оценки по эффективности деятельности Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) — это прецедент. 217 страниц подробного разбора полетов руководителя и команды ключевого звена всего антикоррупционного блока. Под лупой международной комиссии — 2020-2021 годы деятельности НАПК во главе с Александром Новиковым. Читайте, вдумывайтесь, делайте выводы! Все карты раскрыты. К сожалению, ликвидация «феодальной раздробленности» когда-то коллегиального НАПК не гарантировала защиту институции от «царька», оглохшего от звука медных труб. Подменивший цели и задачи института лояльностью к власти. Что абсолютно беспристрастно и зафиксировали аудиторы. Подробности в материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?» раскрывает редактор отдела политики Инна Ведерникова.