Как война повлияла на жизнь и работу Гетманского национального парка?

О вреде, который российская агрессия в целом наносит окружающей среде Украины, «Экодия» раньше уже рассказывала. Сейчас же мы решили более подробно исследовать состояние национальных парков Украины, начав с Гетманского нацпарка.

На протяжении первых пяти недель полномасштабного вторжения России в Украину территория Гетманского национального природного парка (НПП) в Сумской области была местом ожесточенных боевых действий, а значительная его часть, включительно с администрацией в Тростянце, находилась под оккупацией. Гетманский — один из 17 национальных природных парков Украины, пострадавших от войны. На его восстановление уйдут годы, а будет ли оно стопроцентным, даже сложно прогнозировать.

В то же время значение парка для украинской природы огромно, — там можно встретить более 200 видов птиц, в частности редких, которых почти невозможно увидеть в городах Украины: черного аиста, серого журавля, орла-карлика. Несколько лет назад здесь даже зафиксировали пролет грифа черного, ближайшие гнездовья которого находятся аж в Крыму. Также здесь зафиксировано более 50 видов млекопитающих, включая лося и ряд видов летучих мышей, занесенных в Красную книгу Украины.

Журавль серый

Журавль серый

Гриф черный

Гриф черный

Влияние войны на природу Гетманского НПП

Из-за постоянных обстрелов и во время наступления вражеских войск, и после освобождения территория Гетманского НПП усеяна воронками и неразорвавшимися боеприпасами. С одной стороны, это усложняет документирование военных преступлений против окружающей природной среды, а с другой — вызывает целый ряд проблем: угрозу жизни животных и людей из-за неразорвавшихся снарядов, долгосрочное загрязнение почвы и воды тяжелыми металлами, остатками взрывчатых и горюче-смазочных веществ, повреждение растительного покрова и т.д.

Значительную долю зафиксированных работниками национального природного парка случаев экологического вреда составляют повреждения деревьев разной степени, вызванные взрывами боеприпасов. Так, на окраине города Ахтырка есть ряд лесных участков нацпарка, пострадавших во время авиационных и артиллерийских обстрелов со стороны российских оккупантов.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Следствием повреждения и уничтожения природных территорий во время войны является значительное сокращение объема экосистемных услуг. Например, поврежденный лес Гетманского НПП поглощает значительно меньше углерода, вырабатывает меньше кислорода и создает меньше прохлады в жару. Даже таких привычных возможностей, как сбор грибов и ягод, лишаются из-за войны, ведь вследствие повреждения древостоя изменяется микроклимат местных экосистем и часть видов грибов и ягод, требовательных к определенным условиям освещения и влажности, просто исчезают на этой территории. А оставшиеся с высокой вероятностью будут загрязнены тяжелыми металлами и другими токсинами, попавшими в грунт в результате боевых действий. Наконец, сам процесс сбора даров леса также становится опасным, потому что существует риск заминирования лесов. А рекреационные и культурные функции нацпарка утрачены практически на всей его территории, учитывая запрет на его посещение из-за загрязнения взрывоопасными предметами или угрозы такого загрязнения.

Обычно мы не понимаем ценности этих благ, поскольку получаем их бесплатно. И только когда экосистемы разрушаются, начинаем понимать, насколько важную роль они играют для обеспечения нашей повседневной жизни. Ведь утраченные услуги приходится компенсировать определенными технологическими решениями (например фильтрами для очистки воды или воздуха), которые уже не бесплатны.

Среди отдельных примеров вреда для окружающей природной среды Гетманского НПП вследствие полномасштабного вторжения можно вспомнить подрыв моста через реку Ворскла, обломки которого до сих пор засоряют реку и нарушают ее гидрологический режим на локальном уровне. Также летом 2022 года из-за обстрелов российских войск в Гетманском НПП сгорело более 7,5 га соснового леса, а сумма начисленных убытков от пожара составляет около 16,5 млн грн.

В целом в границах этого национального парка зафиксировано 75 случаев вреда для природных экосистем вследствие военных действий. К тому же, по словам и.о. директора учреждения Александра Кварты, для большей части территорий Гетманского НПП до сих пор существует риск загрязнения взрывоопасными предметами. Из-за этого значительная часть удаленных от дорог участков и сегодня остается почти недоступной даже для подробной фиксации всех нанесенных войной убытков.

Охрана парка пытается приспособиться к этой ситуации и максимально осматривать территорию с дорог, уже безопасных для использования, а также надеется на как можно более быстрое восстановление безопасного доступа ко всем охраняемым ими территориям.

И.о. директора Гетманского НПП Александр Кварта в воронке от авиабомбы, сдетонировавшей посреди леса во время боев за Ахтырку (воронка за спиной Александра от авиационного обстрела, февраль-март 2022 г.)

И.о. директора Гетманского НПП Александр Кварта в воронке от авиабомбы, сдетонировавшей посреди леса во время боев за Ахтырку (воронка за спиной Александра от авиационного обстрела, февраль-март 2022 г.)

Вполне ожидаемо, что отдых и развлечения в границах Гетманского национального природного парка, раньше наполнявшие бюджет учреждения, до завершения войны полностью приостановлены. Принимая во внимание значительные площади, потенциально загрязненные взрывоопасными предметами, часть территории будет закрыта еще не один год после победы над российскими оккупантами. При этом в администрации нацпарка не опускают рук и готовятся принимать посетителей, как только это будет безопасно.

А посмотреть тут есть на что: от разнообразия птиц на пойменных лугах и в старовековых участках леса до интересных локаций для активного туризма, как, например, сплавов по реке Ворскла. Чтобы позаботиться не только о людях, но и о дикой природе, которую защищает нацпарк, его работники подготовили для подачи на рассмотрение Минприроды ходатайство о расширении территории своего учреждения на дополнительные почти две тысячи гектаров.

 Поваленная взрывной волной сосна на окраине Ахтырки. Вокруг — десятки уничтоженных деревьев (повреждения февраль-март 2022 г.)

Поваленная взрывной волной сосна на окраине Ахтырки. Вокруг — десятки уничтоженных деревьев (повреждения февраль-март 2022 г.)

«Экодия»

В случае успеха Гетманский нацпарк станет менее фрагментированным. Сейчас его территория имеет несколько разрывов. Из-за этого его работникам сложнее патрулировать весь периметр, а животным сложно и опасно передвигаться по лесу. Есть несколько рисков: в заповедных территориях охота запрещена, но когда животное выходит за пределы территории нацпарка, оно оказывается в потенциальной опасности. Также территории вне границ НПП обычно находятся в активном хозяйственном использовании.

Однако есть проблемы, решить которые работники Гетманского НПП не в состоянии. В первую очередь загрязнение территории взрывоопасными предметами. Но важно, чтобы после Победы вопрос разминирования пострадавших от войны учреждений Природно-заповедного фонда не был переложен на их администрации, а решался системно на правительственном уровне. Сейчас начато сотрудничество с Минприроды для выделения территорий, нуждающихся в разминировании, и поиска сертифицированных компаний, которые могут его провести.

Перспективы восстановления и расширения национального парка

Перспективы восстановления и расширения национального парка

Фото, предоставленное представителями администрации Гетманского НПП

Но не разминированием единым. Некоторые биотопы (типы экосистем с относительно однородными условиями) могут никогда больше не восстановиться. И единственным способом компенсировать их потери будет заповедание аналогичных биотопов, еще не имеющих охранного статуса. К примеру, в восточной части Украины встречаются сосновые леса и степи на меловых отложениях. Если растительный покров таких биотопов будет уничтожен в случае обстрелов или пожаров, то из-за дальнейшей сильной эрозии экосистема уже не сможет восстановиться до предыдущего состояния, а если и восстановится, то на это уйдут сотни лет.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Определять правильный подход для восстановления или компенсации поврежденных заповедных территорий необходимо индивидуально для каждого частного случая, базируясь на научных данных, в частности на полевых исследованиях. Собственно, получение такой полевой информации о состоянии экосистем и является одной из ряда причин, почему разминирование заповедных территорий в послевоенное время должно быть в фокусе внимания нашего государства.

Последние новости

Похожие новости