По словам главы МИД Ирана Хоссейна Амирабдоллахяна, Тегеран через «непрямые» каналы сообщал США, что не хочет дальнейшей эскалации войны между Израилем и ХАМАС, но также предупреждал Вашингтон, что расширения регионального конфликта не избежать, если Израиль продолжит атаки в Секторе Газа
. Об этом пишет FT.
По его словам, в течение последних 40 дней между Ираном и США проходил обмен сообщениями при посредничестве посольства Швейцарии в Тегеране.
«В ответ США мы сказали, что Иран не хочет распространения войны, но из-за подхода США и Израиля в регионе, если преступления против населения Сектора Газа и Западного берега реки Иордан не прекратятся, можно рассматривать любую возможность, и более широкий конфликт может оказаться неизбежным”, — добавил министр.
Министр иностранных дел Ирана побывал в Ираке, Сирии, Ливане, Турции, Катаре и Саудовской Аравии с начала войны между Израилем и ХАМАС. Он также встречался с лидерами ХАМАС и «Хезболлы».
На Западе опасаются, что Иран может подтолкнуть свои марионеточные силы, в частности «Хезболлу», к эскалации боевых действий.
За последний месяц США расширили военное присутствие в регионе, отправив две авианосные ударные группы в качестве сдерживающего фактора.
Амирабдоллахян заявил, что Штаты не угрожали Ирану ударом, если «Хезболла» начнет масштабную атаку на Израиль. Однако он обвинил Вашингтон в том, что тот призывает Тегеран «проявлять сдержанность», в то время как сам поддерживает эскалацию боевых действий в Секторе Газа, предоставляя помощь Израилю.
По словам главы МИД Тегерана, иранские военные считают, что размещение американских авианосцев в регионе не усиливает позицию США.
«Напротив, это делает их более уязвимыми к возможным ударам», — заявил Амирабдоллахян.
«Война уже расширилась в регионе», – добавил он.
Иран призывал к немедленному прекращению огня в Секторе Газа. Но аналитики говорят, что война создала дипломатические возможности для Тегерана, помогая уменьшить его изоляцию в международной политике. Иран воспользовался моментом, чтобы сблизиться с арабскими региональными лидерами, осудившими боевые действия в Секторе Газа.
Президент Ирана Ибрагим Раиси недавно посетил столицу Саудовской Аравии и встретился с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, что было первым подобным визитом иранского лидера за более чем десятилетие.
Раиси также провел переговоры с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси в Эр-Рияде – редкая встреча между лидерами двух стран, до сих пор не имеющих полноценных дипломатических отношений.
Эта война стала для Ирана «победой в белых перчатках», говорят аналитики, отмечая, что Тегеран до сих пор успешно держался в стороне от любого прямого участия в боевых действиях и улучшил отношения с арабскими странами.
По данным Пентагона, с начала войны в Секторе Газа поддерживаемые Ираном группы боевиков атаковали американские базы и военнослужащих в Ираке и Сирии более 40 раз.
Глава МИД Ирана не исключил возможности затяжного конфликта, заявив, что «настоящее противостояние» в войне между ХАМАС и Израилем началось только в последние дни. Если война затянется, это может принести пользу боевикам, ведущим партизанскую борьбу, а не Израилю с его регулярной армией, считает он.
Иран, поддерживающий ХАМАС, заявил, что не знал о планах боевиков напасть на Израиль 7 октября. Но западные государства возлагают на Тегеран ответственность за широкую поддержку выступающих против Израиля групп, в том числе ХАМАС и «Хезболлы». По словам американских чиновников недавнее нападение ХАМАС на Израиль, значительно сложнее предыдущих операций, было бы невозможным без десятилетий финансирования, вооружения и подготовки, которые Иран предоставлял боевикам этой группировки.