Таких людей мало: где и зачем сделать «инкубатор» украинских евроинтеграторов

Принятое 14 декабря 2023 года «единогласное» решение Европейского совета о начале переговоров с Украиной о вступлении в Европейский Союз закрыло тему неуверенности и открыло путь усердию и профессионализму. Именно так: в первую очередь усердие и профессионализм будут нужны нашей стороне во время многолетних переговоров с Брюсселем об условиях присоединения к сообществу. Речь идет о детальных и всеобъемлющих переговорах о приобщении украинского общества, всех ветвей власти и всех форм собственности к единому конгломерату права под названием Acquis communautaire. Политические резоны и эмпатию, существенно облегчившие принятие исторических решений о кандидатстве и потенциальном членстве, нужно сейчас зачехлить — они могут понадобиться в финале украинской европейской эпопеи.

Усердие и профессионализм — добродетели дорогие, особенно в стране, которая соревнуется в страшной войне, а еще потеряла больше 4 миллионов беженцев и десятки тысяч бойцов, сотни научных, профессиональных, исследовательских, учебных, производственных институций и бизнесов. В то же время именно эти качества нужны людям, которые будут составлять национальные переговорные команды для переговоров с Брюсселем на 35 тем-разделов — от статистики до рыболовства, от налогообложения до судопроизводства. Они и откроют дорогу в ЕС.

Таких людей сегодня в Украине мало. Не все свободно владеют английским, не все совершенны в юридических вопросах, не все хотят оставить свою специальность или дело ради многолетней незаметной работы.

Да и найти их нелегко. Война разбросала не только семьи, но и институции, разделила не только границами, но и памятью.

Этот вызов особенно сложен еще и потому, что против будущей переговорной сборной Украины будут выступать опытные брюссельские профессионалы, годами занимающиеся именно этим — переговорным процессом с претендентами. Как сказал однажды известный европейский деятель, на самом деле Брюссель — это не о торговле или рынках, это о переговорах, которые их обеспечивают.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Наверное, именно здесь целесообразно напомнить, что Европейский Союз ведет переговоры со страной-кандидатом не для того чтобы согласиться на некую золотую середину между своим и ее законодательством, а чтобы помочь осознать, как именно нужно менять национальное правовое пространство в пользу европейского, а в дальнейшем будет отслеживать его повсеместное применение. Мастерство кандидата заключается в том, чтобы предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в обществе в случае слишком быстрой имплементации европейского права, и договориться об отсрочке, а в отдельных случаях — об исключениях, связанных с особенностями страны и местными традициями. Вот такую сборную украинскую команду нам нужно будет подготовить к началу переговоров в марте 2024 года.

Каждая успешная сборная — это продукт хорошего тренера, длительных и изнурительных тренировок. Не будет преувеличением сказать, что главного тренера на стратегическом уровне мы уже имеем в лице вице-премьера Ольги Стефанишиной. Надо искать советчиков и наставников на все 35 разделов, надо устраивать условия для тренировок, спаринговых игр, формирования переговорных групп, тяжелых испытаний с выбыванием слабых и привлечением новых, более сильных кандидатов. Нужна требовательная профессиональная европейская атмосфера, несмотря на войну и вне войны, потому что и вступление Украины в ЕС — это тоже война. За верховенство права, благосостояние, безопасность.

Для вдумчивой работы нужен ретрит. Возможно, таким местом мог бы стать Натолин.

В 1992 году, только освободившись от коммунистически-советского рабства, поляки обратились в Европейский Союз с просьбой помочь открыть в их стране новое учебное заведение — «дочку» Европейского колледжа, основанного в бельгийском Брюгге еще в далеком 1948-м. По традиции Европейский колледж предлагает магистерские программы в сферах, необходимых для должностных лиц в органах ЕС и политиков, занимающихся Евросоюзом. Итак, новое заведение, расположенное в Натолини, южной парковой части Варшавы, начало готовить магистров по европейским междисциплинарным исследованиям (european interdisciplinary studies). В рамках этой программы здесь специализируются в вопросах европейского правления и политик, отношений со странами-соседями (в частности в контексте расширения). Курсы читают специалисты, которые могли бы консультировать украинских гостей. Аналогичную помощь могли бы оказывать польские специалисты-европеисты.

Почему именно здесь, в Польше? Польша — соразмерная с нашей страна, близкая по населению, экономике, проблематике щекотливых для Европейского Союза направлений. Наш путь в Брюссель во многом будет напоминать ее путь. Так, одним из сложных для Украины направлений является аграрное, потому что современное украинское сельское хозяйство стало серьезным конкурентом для многих государств ЕС. Таким же конкурентом была во времена своего вступления и Польша, которая настойчиво, долго и умело защищала свои интересы в соответствующем переговорном процессе. Опыт — а следовательно, и соответствующие специалисты — из Польши могут быть интересны нашей стороне и в вопросах транспорта, верховенства права, пищевой безопасности, публичных закупок и многих других. Находясь в Натолини, украинская переговорная группа будет иметь быстрый доступ к знатокам и документации по каждому конкретному вопросу. Дружественное проевропейское польское правительство наверняка не откажет в поддержке.

Такое сотрудничество будет оказывать и дополнительный положительный эффект: оно поможет объясниться в тех сферах, где Украина невольно становится конкурентом Польши. Речь идет о взаимном интересе, ведь конфликты вроде самоуправных блокад движения на границе наносят экономические и политические убытки обеим сторонам. Избежать их повторения, накопления обид и недоразумений — дело обязательное и неотложное.

В «переговорный хаб» в Натолини по просьбе (или приглашению) украинской стороны могли бы прибывать советники со всей Европы, что было бы намного сложнее, если бы речь шла о территории Украины.

Может возникнуть вопрос: а для чего нам советники? Для чего какие-то гуру, учителя, наставники? Мы сами не умеем? Да и не выведают ли у нас в процессе дачи этих советов все наши тайные переговорные позиции и секреты?

Как известно из истории человечества, советники не нужны только дуракам. Богатый опыт в той или иной форме мы перенимаем от далеких или близких европейцев во всех сферах с самого начала нашего интеграционного пути. Хорватия, самая молодая по стажу пребывания в ЕС, щедро делится им уже не первый год. Много полезной информации получают наши специалисты от друзей из стран Балтии, Словакии, Чехии, Румынии. Но в этом случае речь идет не об отдельных украинских запросах по конкретным вопросам, а о системной подготовке к скринингу (буквально — просеиванию или же раздеванию, как вам больше по душе) всего украинского общественного и государственного организма самыми придирчивыми профессиональными вивисекторами. Наш успех будет зависеть от сопоставимого профессионализма. Который, как уже отмечалось, приобретается изнурительными тренировками.

С этой точки зрения, по крайней мере для нескольких сложнейших переговорных разделов, площадка в Натолини тоже выглядит привлекательно.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

В конце концов, речь не идет о том, что украинская переговорная позиция должна формулироваться именно в польской столице. Заготовленная в Киеве в сотрудничестве с отраслевыми ассоциациями производителей, с гражданским обществом, членами правительства, в Натолини она, собственно, будет шлифоваться, впитывая те «брюссельские» ноу-хау, которыми с нами, надеемся, поделятся и польские, и панъевропейские партнеры.

Конечно, пребывание за границей многих ведущих специалистов, привлечение иностранных советников будет требовать затрат. Поэтому нужно поинтересоваться, не помог ли бы нам в этом Европейский Союз, отечественные деловые спонсоры. В конце концов, защищая украинскую переговорную позицию в металлургии или машиностроении, мы помогаем сохранить прибыльность нашим ведущим бизнесам.

Важно и другое. По данным Центра обработки информации Республики Польша, в этом году больше 48 тысяч иностранных студентов (из 102 тысяч) были гражданами Украины. Много там и наших свежих выпускников местных вузов. При продуманном подходе многие из них были бы заинтересованы предоставить собственное время и знания на помощь украинскому проекту в Натолини.

Опыт и задор вместе, почему бы и нет?

Последние новости

Похожие новости