Поддержка Украины, выборы в США и угроза вторжения Китая на Тайвань: прогнозы FT для мира на 2024 год

Продолжат ли США и ЕС предоставлять помощь Украине, сможет ли Дональд Трамп победить на выборах президента Штатов и начнет ли Китай вторжение на Тайвань? Авторы Financial Times спрогнозировали, что ждет мир в 2024 году.

Станет ли Дональд Трамп снова президентом США?

Нет. Но – если предположить, что недавние юридические препятствия, возникшие на пути Трампа к участию в выборах со стороны штатов Колорадо и Мэн, удастся преодолеть – его кампания против нынешнего лидера страны Джо Байдена может стать самыми «отвратительными» президентскими выборами в истории США.

Это будет трудная борьба. Трампа могут признать виновным по меньшей мере в одном из четырех судебных процессов, возможно, в двух, еще до выборов, и он представит это как политическое преследование со стороны «преступной семьи Байденов». Однако, как прогнозирует издание, несмотря на свой возраст, Байден может «прорваться», скорее всего, благодаря тому, что узкое большинство будет готово поддержать второй срок Байдена, чтобы отбросить Трампа.

Продолжат ли США и ЕС поддерживать Украину?

Да. Поскольку в конце 2023 года контрнаступление Украины застопорилось, военная и финансовая поддержка Киева стали спорным вопросом с обеих сторон Атлантики. Администрация Байдена полна решимости продолжать поддержку: соглашение с республиканцами в Конгрессе может предусматривать уступки по безопасности границ США в обмен на расширение помощи Украине.

Еще больший вызов, однако, будет, если Дональд Трамп все-таки вернется на пост президента Штатов.

Лидеры ЕС, между тем, должны найти способы в начале 2024 года обойти вето Венгрии на пакет финансовой помощи в 50 миллиардов евро. Но поскольку Украина, скорее всего, все еще будет пытаться совершить военный прорыв, она может оказаться под ростом давления со стороны призывов к переговорам с Москвой, считает издание.

Удастся ли Урсуле фон дер Ляйен остаться в должности главы Еврокомиссии на второй срок?

Да, приложив определенные усилия. Урсула фон дер Ляйен хорошо зарекомендовала себя в период, отмеченный кризисами, доказав ценность совместных действий ЕС в сфере заимствований, здравоохранения, оборонных расходов и энергетической политики.

Но ее привычка навязывать политику столицам и тесное сотрудничество с Вашингтоном раздражают некоторых лидеров. Ее коалиция 2019 года находится под угрозой из-за риска победы правых популистов на выборах в Европарламент. Но ее правоцентристская Европейская народная партия имеет все шансы сохранить лидерство, даже если это означает более тесное сотрудничество с евроскептическими партиями. И сейчас никто не выглядит более сильным кандидатом от Европейской народной партии.

Превзойдет ли 2024 год 2023-й как самый жаркий за всю историю?

Да, считает издание. 2023 год отличился таким количеством экстремальных жарких дней, что он почти наверняка окажется самым жарким за 174 года климатических наблюдений, когда будут подсчитаны окончательные цифры.

Но многие ученые ожидают, что 2024 год будет еще теплее, поскольку жара 2023 года была усилена климатическим явлением Эль-Ниньо. Обычно оно оказывает наибольшее влияние на глобальную температуру после достижения пика – что может произойти не раньше января 2024 года.

Может ли война между Израилем и ХАМАС спровоцировать полномасштабный региональный конфликт?

Нет. Война спровоцировала насилие по всему региону с участием поддерживаемых Ираном боевых группировок. Наибольшее беспокойство вызывает то, что пограничные стычки между ливанским движением «Хезболла» и израильскими войсками перерастут в полномасштабный конфликт между ними.

Правительство премьера Израиля Беньямина Нетаньяху четко дало понять, что не может больше жить с боевиками «Хезболлы» на границе, но надеется, что дипломатическое давление сдержит ситуацию.

Ни Вашингтон, ни Тегеран не желают более широкого регионального конфликта, даже если боевые действия между «Хезболлой» и Израилем усилятся, но ситуация тревожно нестабильна.

Удастся ли США совершить «мягкую посадку» экономики?

Да, в краткосрочной перспективе. В этом году инфляция снизилась таким образом, что удивила даже Федеральную резервную систему, а рост остался сильнее, чем ожидали большинство экономистов.

Поскольку потребительские расходы остаются высокими, а рост зарплат сдерживается, «мягкая посадка» может занять еще несколько месяцев. Но не стоит делать ставку на то, что это будет продолжаться в течение всего 2024 года. Фискальная поддержка будет меньше, поскольку помощь домохозяйствам, предоставляемая во время пандемии коронавируса, уже использована. Более высокие процентные ставки влекут за собой банкротство, долговые проблемы США растут, а геополитические потрясения разрушают мировую торговлю. Это может повысить инфляцию и замедлить рост. Так что в течение года «посадка», вероятно, станет более болезненной.

Станет ли лидер Лейбористской партии Кейр Стармер премьер-министром Великобритании?

Да, хотя не исключено, что выборы в Великобритании состоятся не раньше января 2025 года. Консерваторы нынешнего премьера Риши Сунака выглядят разделенными и истощенными.

Количество мест, которое должна получить лейбористская оппозиция, означает, что она может оказаться где-то между правительством меньшинства и полной победой, на что указывают опросы общественного мнения. Но очень трудно понять, как премьер-министр может восстановить достаточную поддержку, чтобы удержать власть.

Упадет ли экономический рост Китая до 3% или меньше?

Нет. Качество роста экономики Китая, безусловно, заметно ухудшилось за последние годы. Рынок недвижимости, на который приходится около трети валового внутреннего продукта, медленно разрушается. Многие местные органы власти утопают в долгах. Китайский потребитель колеблется.

Но рост ВВП в 2024 году по-прежнему комфортно превысит 4% благодаря сочетанию пакетов помощи для спасения от долгов, инициатив фискального стимулирования и других форм официальной поддержки. Технологический прогресс остается мощным.

Может ли смена президента на Тайване спровоцировать нападение Китая?

Нет. Многие люди на Тайване и за его пределами сегодня все больше думают о войне благодаря расширению военных маневров Китая. Фаворит президентских выборов – представитель руководящей Демократической прогрессивной партии Лай Чин-тэ имеет очень другое прошлое, чем у действующего президента Цай Инвэнь.

Но Лай четко дал понять, что будет соблюдать осторожную позицию Цай в отношении Китая, не давая Пекину никакого повода для нападения. Китайские власти во главе с лидером Си Цзиньпином, похоже, все еще верят в шанс подвигнуть Тайвань к «воссоединению» без боя – путем усиления военного запугивания, влияния на политиков острова, экономических приманок и международной изоляции.

Поднимет ли Банк Японии процентные ставки выше нуля?

2024 год станет годом, когда японский центральный банк наконец откажется от контроля кривой доходности и отрицательных процентных ставок. Однако, вопреки ожиданиям рынка по дальнейшему повышению ставок, ставки в конце года не будут превышать нуля.

Учитывая посредственный рост заработных плат, укрепление иены в перспективе, когда ставки в США достигнут своего пика, и причины для того, чтобы предпочесть более резкую кривую доходности, Банк Японии вряд ли установит положительную ставку — хотя, как и в случае с каким-либо прогнозом центрального банка, многое зависит от поступающих данных.

Упадет ли поддержка Африканского национального конгресса на выборах в Южной Африке ниже 50%?

Да. После 30 лет пребывания у власти Африканский национальный конгресс потеряет абсолютное большинство впервые со времен, когда Нельсон Мандела стал президентом в 1994 году.

Имидж партии подорван годами коррупции, некомпетентности и ухудшения сферы услуг, о чем свидетельствуют постоянные отключения электроэнергии. В реальном измерении на душу населения экономика находится в стагнации уже 15 лет. В 2019 году, при президенте Сириле Рамафосе, поддержка Африканского национального конгресса упала до 57,5%. В этом году она снова снижается. Если показатель опустится ниже 50 процентов, что кажется вполне вероятным, Африканскому национальному конгрессу понадобятся партнеры по коалиции.

Долларизирует ли Аргентина свою экономику?

Нет. Некоторые скажут, что жители Аргентины уже отказались от песо: откладывают сбережения в долларах, неофициально покупают и продают недвижимость в долларах.

Но, несмотря на свои предвыборные обещания долларизировать экономику, новый президент страны Хавьер Милей своими первыми экономическими мерами сделал ставку на девальвацию.

Хотя его министр экономики Луис Капуто настаивает на том, что переход на американскую валюту остается долгосрочной целью, это вряд ли произойдет в 2024 году: у МВФ нет энтузиазма, а большинство экономистов считают, что потеря экономического суверенитета «перевесит» выгоды.

Превысит ли использование возобновляемых источников долю угля в мировом производстве электроэнергии?

Нет. Хотя ожидается, что доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии опередит использование угля в течение следующих нескольких лет, это вряд ли произойдет в 2024 году, из-за Китая.

Спрос Китая на уголь продолжает стремительно расти в 2023 году, и хотя возобновляемые источники также быстро развиваются — ожидается, что на них придется около 90% всех новых генерирующих мощностей в мире — этого будет недостаточно, чтобы превзойти угольную генерацию в следующем году, даже если использование угля на Западе уменьшится.

Но переломный момент уже не за горами. Более критично для климата то, когда аппетит Китая к углю наконец уменьшится.

Вернутся ли инвесторы к облигациям?

Да. «Облигации возвращаются» было самой большой ставкой на рынках в 2023 году, но она провалилась. Инфляция и неустанный рост процентных ставок привели к тому, что к октябрю индекс облигаций Bloomberg Barclays Aggregate снизился на 4%, разжигая воспоминания о жестоком 2022 году и разочаровав крупных инвесторов.

Сейчас инвесторы считают, что в экономике США наступает определенное замедление, поскольку отсроченные последствия повышения процентных ставок начинают действовать. Учитывая снижение инфляции и процентных ставок на горизонте, облигации кажутся более безопасным вариантом.

Обанкротится ли компания X?

Да. Илон Маск часто использует предупреждение о банкротстве для мотивации; он делал это в Tesla и SpaceX. Но на этот раз, когда реклама X и попытки создать новые источники дохода провалились, есть большая вероятность, что это произойдет.

После недавних эмоциональных вспышек, направленных против рекламодателей X, он рискует безрассудно предположить, что сможет провести компанию через банкротство и все равно остаться на вершине. Борьба Маска за контроль над X в условиях банкротства стала бы увлекательным продолжением полного драматизма приобретения Twitter.

Уволят ли Сэма Альтмана из OpenAI снова?

Нет. Сэм Альтман изначально структурировал свою компанию таким образом, чтобы ее правление контролировало некоммерческую организацию, созданную «на благо человечества». Он сказал, что не владеет акциями OpenAI, и совет директоров может уволить его в любой момент.

Но когда в ноябре соучредитель и три независимых члена совета директоров сделали именно это, они в конце концов восстановили его в должности через четыре дня.

Теперь все члены первичного совета директоров, кроме одного, устранены; Microsoft – ключевой партнер и крупнейший финансовый спонсор OpenAI будет играть роль наблюдателя без права голоса в новом совете директоров, а управление компанией будет пересмотрено, чтобы Альтман не мог снова оказаться в таком положении.

Откроются ли рынки капитала для IPO?

Да. Компании могут откладывать привлечение средств лишь на время, и после периода затишья банкиры с Уолл-стрит должны найти способ, чтобы восстановить активность.

Американский и европейский рынки IPO находились в состоянии упадка в течение двух лет, но сейчас, когда процентные ставки достигли пика, а фондовые рынки вернулись к рекордно высоким показателям, условия для заключения сделок выглядят более благоприятными.

Однако не стоит ожидать возвращения к безумному привлечению средств, как в 2020 и 2021 годах. Ставки могут падать, но они не вернутся к нулю, а инвесторы будут обращать больше внимания на прибыльность и устойчивость баланса.

Вернет ли Британия мраморы Парфенона Греции?

Да — хотя это, почти наверняка, будет через соглашение о «ссуде», а не полное возвращение, требующее изменений в британском законодательстве. В этом году политические страсти разгорелись, когда Риши Сунак внезапно отменил встречу в Лондоне с премьером Греции Кириакосом Мицотакисом.

Но директор Британского музея Джордж Осборн выступил за заключение соглашения, которое позволит выставить мраморы Парфенона в Афинах, а другие греческие сокровища взамен перевезти в Лондон. Представитель Лейбористской партии Кейр Стармер намекнул, что не будет блокировать соглашение, приемлемое для музея и для Афин.

Ранее журнал The Economist выпустил традиционный обзор главных тем будущего года. Среди топовых остается война РФ против Украины.

Последние новости

Похожие новости