Депортация украинских детей имеет признаки геноцида – правозащитники

Правовая аналитика Центра прав человека ZMINA Онисия Синюк, во время пресс-конференции в Киеве, рассказала, что все действия России против украинских детей имеют спланированную политику, а также признаки геноцида. Она также представила отчет о депортации Россией украинских детей.

Отмечается, что основой отчета стали как данные из открытых источников, так и опросы украинцев, пострадавших или ставших свидетелями преступления депортации, в частности, руководителей, работников и подопечных детских заведений. Также отчет базируется на анализе уведомлений органов гос власти РФ и оккупационных администраций.

Эксперт рассказала, что вывозить детей с оккупированных территорий Крыма, Донецкой и Луганской областей Россия начала еще в 2014 году, но непосредственно перед началом полномасштабного вторжения, 18 февраля 2022 года, началась эвакуация с оккупированных территорий Донбасса и Луганской области. Детей из приютов и интернатов вывозили в первую очередь. Так, уже 19 февраля 2022 года на границу РФ прибыли первые автобусы с 225 воспитанниками Донецкой школы-интерната №1.

По международному гуманитарному праву, рассказывает правозащитница, перемещать детей в другие государства оккупационные власти не имеют права, кроме случаев, когда есть угроза для здоровья и необходимость лечения. Кроме того, нельзя перемещать детей и в пределах оккупированных территорий, за исключением эвакуации.

Россия отправляет украинских детей в русские и крымские лагеря, заявляя о необходимости оздоровления детей. Однако делает это с нарушениями: РФ использует уязвимое состояние родителей, их желание обезопасить детей от обстрелов и трудностей жизни на оккупированной территории, вводит в заблуждение характер и продолжительность такого «отдыха». После окончания изменений в лагерях их обычно продолжают, не возвращая детей родителям по разным поводам: опасность обстрелов, проукраинские взгляды. Также были случаи, когда детей перемещали из одного лагеря в другой, не сообщая об этом родителям.

«Не стоит забывать и о роли Беларуси: нам известно о перемещении 350 детей из Мариуполя в сентябре 2022 года в санаторий «Дубрава» в Солигорском районе Беларуси по поручению Лукашенко, а процесс организовал фонд Алексея Талая. Согласно опубликованным данным, осенью Беларусь более тысячи «детей с горячих точек», — подчеркивает Синюк.

В течение «отдыха» детей также привлекают к образовательным и культурным мероприятиям по российской программе, а с началом минувшей осени большинство из них устроили в местные учебные заведения, где обучают по российской программе. То есть такая лагерь также используется для «перевоспитания» детей.

Для «сложных» подростков была запланирована отдельная программа: 200 таких детей из России, среди которых были и подростки из ЛНР и ДНР, привезли на профилактическую работу для военно-патриотического воспитания. Их отвезли в Российский университет спецназа в Гудермесе Чеченской Республики РФ, провели экскурсию на учебном полигоне и лекцию о «героях Росгвардии». Решение отправить подростков на эту программу было принято на встрече Марии Львовой-Беловой с Рамзаном Кадыровым, главой Чеченской Республики в составе РФ, а организацию поездки возглавил министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Ахмед Дудаев.

«Россия также нарушает право ребенка на сохранение индивидуальности, в частности гражданства, когда отдает украинских детей под опеку в российские семьи и признает их гражданами РФ». — говорит Синюк

«Все факторы сигнализируют о спланированной кампании насильственного исключения этих детей из украинской национальной группы. И особенно опасно усыновление детей, когда закрывается информация о ребенке, а также появляется возможность для новых «родителей» изменить его персональные данные, что делает невозможным дальнейшую идентификацию ребенка. Оккупационное государство при любых обстоятельствах не имеет права изменять гражданский статус детей», — сказала она.

Эксперт добавляет, что все действия России — обеспечение обучения по российским стандартам, изоляция от украинской среды и передача в российские семьи без поиска родственников и вопреки обязательству передавать детей Украине — свидетельствуют о преступлении геноцида.

О том, как на маленьких украинцев повлияла война, а главное, о том, как их поддержать прямо сейчас и помочь в дальнейшем перейти к посттравматическому росту, а не подтолкнуть в бездну безнадежности и отката в развитии. Читайте в материале Аллы Котляр для ZN.UA «Недопетая колыбельная, но не разрушенное будущее. размышления к 1 июня».

 

Последние новости

Похожие новости