EUObserver: Закрытие неба над Украиной — не такая уж безумная идея

Вскоре после начала широкомасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года Киев обратился к НАТО с официальной просьбой сделать все украинское воздушное пространство бесполетной зоной для российских летательных объектов. Тысячи украинских и проукраинских медиа-активистов начали глобальную кампанию за закрытие неба над Украиной.

НАТО, однако, немедленно отклонило просьбу Киева, очевидно, опасаясь эскалации до Третьей мировой войны. В жарких дебатах по всеукраинской бесполетной зоне были упущены из виду некоторые неукраинские интересы национальной безопасности на территории Украины, — пишет в статье для EUObserver аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований Шведского института международных дел Андрес Умпланд.

Он подчеркивает, что недавние атаки России на зернохранилища и порты на украинском побережье Черного моря и Дуная хорошо иллюстрируют этот тезис. Рост мировых цен на зерно после российских атак не является такой проблемой для Украины, как для стран-импортеров зерна. Социальные, политические и, возможно, даже военные последствия роста цен на продовольствие в бедных странах могут иметь очень серъезные последствия.

Большинство российских авиаударов в глубоком тылу Украины не имеют военной цели. Многие атаки направлены на объекты гражданской инфраструктуры с целью терроризации или деморализации украинского населения. Россия также атакует украинский экспорт продовольствия, пытаясь ослабить решительность Запада.

«Москва осознает, что новые волны голодных мигрантов из Африки будут двигаться не столько в Евразийский экономический союз, сколько в ЕС. Там их приезд принесет электоральную выгоду пророссийским праворадикальным партиям, таким как «Альтернатива для Германии». Удивляет, что те страны и не только на Западе, чьи национальные интересы затрагиваются на территории Украины и чьи армии могли бы их защитить, этого не делают», – пишет Умланд.

Это бездействие тем более удивляет, если учесть, что Россия использует над Украиной только непилотируемые средства, то есть ракеты и БПЛА. Российская армия даже не использует авиацию прямо на линии фронта. Ее самолеты и вертолеты действуют только над оккупированной частью Украины.

Сельское хозяйство и атомные электростанции

Зерновые поля, хранилища и транспортная инфраструктура – не единственные объекты в Украине, которые имеют важное значение для других стран. Безопасность украинских атомных электростанций, включая выведенную из эксплуатации Чернобыльскую АЭС, также должна вызвать большой интерес для десятков правительственных и межправительственных учреждений в Брюсселе, Берлине, Женеве, Вене и т.д. Умланд обращает внимание на то, что значительная часть территории ЕС усеяна закрытыми или ограниченными геозонами, где полеты дронов запрещены или регулируются. Но в нескольких сотнях километров к востоку российские ракеты и беспилотники с боеголовками разного размера могут летать вблизи АЭС без вмешательства Запада.

«Введет ли ЕС ограничение на въезд ядерных частиц из Восточной Европы, как только они поднимутся в воздух и ветер понесет их на запад? Отправит ли пограничная служба ЕС Frontex радиоактивные облака, которые постучаются в двери ЕС, обратно в страну их происхождения?», – иронизирует автор.

Безопасность дипломатов

Не менее причудливая история стоит за назначением и командировкой западных дипломатов и других бюрократов в Украине. Сотни европейских и неевропейских чиновников приезжают в Киев в более или менее длительные командировки. Они делают это даже после того, как украинская столица стала постоянной мишенью еженедельных российских ударов с помощью БПЛА начиная с октября 2022 года. Многие из этих чиновников представляют страны с мощными военно-воздушными силами и силами противовоздушной обороны.

«Но ни на пути от западной границы Украины в столицу, ни в самом Киеве эти командированные, прикомандированные или приезжие государственные чиновники не пользуются защитой своих высокотехнологичных армий. Вместо этого они должны полностью полагаться на украинские средства противовоздушной обороны и безопасности», – отмечает Умланд, напоминая о том, что как в апреле Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш был вынужден прятаться в укрытии во время российского авиаудара по центру Киева.

Автор предлагает западным и незападным странам сформировать коалицию, чтобы объявить определенные места в Украине жизненно важными для их национальных интересов и запретной зоной для беспилотников и ракет. Они должны вместе решить, как технически реализовать такие беспилотные зоны, а также получить одобрение украинского правительства на свои действия. Москве следует дать понять, что любые прямые или косвенные угрозы физической безопасности граждан такой коалиции будут нейтрализованы.

«Такая новая политика будет рассматриваться многими наблюдателями как угрожающая эскалацией до Третьей мировой войны. Однако такая осторожность является как нормативно сомнительной, так и эмпирически преувеличенной», – считает эксперт.

Когда речь идет о защите экзистенциальных интересов, таких как физическая безопасность АЭС и дипломатов в Украине, Запад и другие страны не могут идти на компромиссы. На кону жизни и здоровье граждан ЕС и других иностранных государств. Это не может быть предметом переговоров.

«Напротив, если идти на компромисс по элементарным интересам европейской безопасности, это может создать у Москвы впечатление, что Россия может пойти еще дальше, в создании угрозы для неукраинских граждан», — пишет автор, добавляя, что недавний опыт также продемонстрировал, что страх перед эскалацией тоже неоправдан.

Пример Турции

Россия уже многие месяцы использует только БПЛА для ударов в тылу Украины. Для сравнения, в 2015 году Турция — член НАТО — сбила российский самолет над Сирией из-за угрожающего 17-секундного нарушения турецкого воздушного пространства.

Один из двух пилотов российского военного самолета погиб. В ответ Россия ввела экономические санкции против Турции, но вскоре они были отменены. Через несколько месяцев произошло сближение между Москвой и Анкарой, а затем дружеские встречи между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным возобновились.

Недавно также прошла неявная проверка вопроса о запрете полетов над Черным морем. В июле 2023 года Россия объявила, что не будет возобновлять соглашение об экспорте зерна от 2022 года и отныне будет считать все суда, следующие в украинские порты, враждебными. Москва де-факто угрожала бомбить их с воздуха.

Впоследствии, однако, морские перевозки между Украиной и странами-импортерами зерна продолжали осуществляться под наблюдением разведывательных самолетов НАТО. Несмотря на недвусмысленные угрожающие жесты Кремля, нападений на иностранные суда не было.

«Турецкий пример 2015 года и недавний пример в Черном море иллюстрируют, что при четкой коммуникации и решительном отстаивании элементарных интересов Запада эскалации можно избежать. Ястребы в российском руководстве не готовы начать Третью мировую войну из-за понятных западных мер самозащиты», — считает автор.

Конечно, линия разделения между российско-украинской войной с одной стороны, и защитой иностранных интересов в Украине с другой, должна оставаться четкой. Пока это так, Запад может и должен принять оправданный риск введения ограниченных зон запрета полетов над отдельными стратегическими объектами в украинском тылу, тесно консультируясь с Киевом и открыто общаясь с Москвой.

Последние новости

Похожие новости