На Балканах растет разочарование из-за «ускоренного» пути Украины к вступлению в ЕС — FT

Некоторые лидеры западно-балканских государств все больше разочарованы тем, что Украина опережает их страны в процессе вступления в ЕС, добавляя дальнейшие задержки в их десятилетних усилиях присоединиться к блоку. Об этом пишет FT.

«Я ничего не имею против украинцев. Но уровень поддержки Украины со стороны ЕС, предоставление ей статуса кандидата на вступление в ЕС в течение года после подачи заявки и потенциальное начало переговоров о членстве в следующем году показывает нам, что такой политической поддержки никогда не было для нас ”, — заявил в интервью Financial Times президент Сербии Александар Вучич.

Киев подал заявку на вступление в феврале 2022 года через несколько дней после полномасштабного вторжения России и получил статус кандидата через четыре месяца. Белграду пришлось ждать более четырех лет после подачи заявки, чтобы начать переговоры о членстве в 2014 году.

В настоящее время переговоры Сербии застряли из-за ряда проблем, главной из которых является несостоятельность Белграда нормализовать отношения с Косово, провозгласившим независимость в 2008 году. Сербия также является единственной западно-балканской страной, не присоединившейся к санкциям ЕС против России, что еще больше замедлило ее перспективы членства.

ЕС пообещал ускорить путь к членству шести западно-балканских стран – Сербии, Косово, Черногории, Албании, Северной Македонии и Боснии и Герцеговины, а президент Евросовета Шарль Мишель утверждает, что первые члены должны вступить в ЕС до 2030 года.

Но на недавнем мероприятии в Словении после заявления Мишеля премьер-министр Албании Эди Рама подверг сомнению новую цель и пошутил, что пример Украины показывает, что война может ускорить членство.

«Кто на кого должен напасть в этой группе, чтобы быстрее получить членство? Болгария может легко напасть на Северную Македонию, Хорватия может напасть на Сербию, Сербия может напасть на Косово, Босния может напасть на себя… Так что мы все можем быть готовы присоединиться к поезду с Украиной», — в шутку сказал Рама своим коллегам-лидерам, которые были вместе с ним на сцене.

В то время как быстрое движение Украины вызывает недовольство многих, Северная Македония, страна НАТО, ожидавшая 18 лет, прежде чем начать переговоры о членстве в ЕС, заявила, что не рассматривает пострадавшую от войны страну как «конкурента».

«Результат войны в Украине определит судьбу самого союза. Украина не должна рассматриваться как привилегированная страна, потому что она борется не только за себя, она борется за будущее континента», – заявил министр иностранных дел Северной Македонии Буяр Османи.

Распад Югославии в 1990-х годах привел к войнам между Сербией, Хорватией, Боснией и Косово, что повлекло за собой десятки тысяч смертей и миллионы перемещенных лиц. С тех пор вражда, в том числе по составу Боснии и статусу Косово, вспыхивала неоднократно, что делает их интеграцию в ЕС еще более призрачной.

После очередного безрезультатного саммита между лидерами стран в четверг, 14 сентября, глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил, что «без нормализации не будет европейского будущего ни для Косово, ни для Сербии». Косово подало заявку на членство в ЕС в декабре прошлого года и до сих пор не получило статус кандидата.

Однако Вучич заявил, что задержки не отражают реальную ситуацию в его стране, которая, по его словам, «находится в значительно лучшей форме, чем Румыния и Болгария в 2007 году, когда они вступили в ЕС». Он также обвинил ЕС в снижении способности принимать новых членов.

«Мы [слышали] о 2025 году, теперь уже 2030… Это семь лет. Кто знает, что произойдет через семь лет? Способность ЕС принимать новые страны не больше, чем была. У вас есть 10 чистых плательщиков и 17 стран, которые берут их деньги, ни одна из них не хотела бы иметь больше членов в своем платежном списке», — сказал Вучич.

На конференции в Словении Мишель заявил, что вторжение России в Украину возродило вопрос принятия стран Балкан после двух десятилетий стагнации.

«Это амбициозно, но необходимо. Это показывает, что мы настроены серьезно», — сказал он об обязательстве до 2030 года.

Аналитики считают это обязательство неубедительным, учитывая постоянные проблемы с верховенством права, коррупцией и другие вопросы, годами сдерживавшие расширение.

«Я не думаю, что эта дата 2030 года имеет смысл», – говорит политолог Ясмин Муянович, специализирующийся на западных Балканах.

«Геополитический момент со стороны Украины есть, но он очень сложен», — добавил он, сравнивая ситуацию с 2003 годом, когда впервые было предложено членство для стран Западных Балкан.

Тогда, отметил он, чувство неотложности было больше, поскольку насильственные конфликты в регионе только закончились.

«В 2003 году у ЕС не было конкурентов, Россия, Китай не представляли угрозы… Существовала значительно большая степень оптимизма. Но через 20 лет мы видим, как ЕС нарушает каждое обещание, не справляется с каждой угрозой», — заявил политолог, добавив, что в Сербии вернулись ультраправые, в Боснии Милорад Додик, часто критикующий ЕС и Запад, а споры Белграда из Косово остаются нерешенными. По его мнению, очень мало надежды на любое реальное улучшение.

  

Руководители европейских институций сдержанно высказываются о временных рамках вступления Украины и подчеркивают, что процедура не предусматривает четких хронологических границ различных этапов, а скорость вступления зависит от темпов и качества реформ страны-кандидата. О чем говорит первая оценка Еврокомиссии о готовности Украины к присоединению к ЕС, узнайте из статьи экспертов Украинского центра европейской политики Любови Акуленко и Снежаны Дяченко «Как Украине быстрее вступить в ЕС: несколько вещей, которые нужно знать».

Последние новости

Похожие новости