Ситуация следующая: нидерландская компания VEON одновременно владеет и «Вымпел коммуникациями», обслуживающими «Спецсвязь» вооруженных сил РФ, и украинским «Киевстаром». Нидерландскость VEON очень условная, до 2017-го компания гордо носила название VimpelCom Ltd. Условен и разрыв связей VEON с Михаилом Фридманом, которого 28 февраля 2022 года показательно исключили из состава совета директоров VEON, но оставили вполне законным бенефициаром компании.
Это не история о потенциальных финансовых рисках, как было в случае с «Сенс Банком», докапитализация которого была просто невозможной из-за санкций, наложенных на Фридмана, а значит, создавала постоянный риск для системно важного банка.
Но точно эта история важнее «Моршинской» — другого актива российского олигарха в Украине, уже успешно работающего под управлением «Карпатської джерельної».
«Киевстар» — это связь почти для 25 миллионов абонентов и домашний Интернет еще для миллиона с лишним. «Киевстар» — это базы данных и довольно широкие телекоммуникационные возможности, это покрытие. А еще это огромная компания, мощный работодатель и крупный налогоплательщик.
Напомним, что решение о введении санкций против Михаила Фридмана президент Зеленский утвердил, введя своим указом в действие решение Совета нацбезопасности и обороны от 19 октября 2022 года. Там наряду с Фридманом был целый список и других субъектов, в частности самые богатые «коллеги по цеху», например Владимир Лисин, братья Ротенберги, Михаил Воеводин и т.п.
Больше всего Фридман переживал из-за банка. Еще до включения в санкционный список он носился с предложениями его докапитализировать и другими вариантами «решения» ситуациям. Напрасно — НБУ не стал искать компромиссы.
Затем мы увидели вагон и тележку заявлений и статей о том, что такая «мелюзга», как «Карпатська джерельна», не может управлять огромной «Моршинской», и необходимы новые конкурсы и, очевидно, новые управляющие. Видно было, что бывший владелец небезразличен и к этому активу. Хорошо, что очень быстро «Карпатська» показала, что и без советчиков справится.
А вот о «Киевстаре» вообще не вспоминали. Словно и нет у Фридмана такого актива в Украине.
В апреле этого года мои коллеги из Центра противодействия коррупции опубликовали посвященную проблеме колонку.
В свою очередь компания VEON, владелец мобильного оператора «Киевстар», сообщила, что все же намерена завершить выход с рынка РФ, выставив акции на Дубайскую биржу, а «Киевстар» — отдельно на Варшавскую или NASDAQ.
Причем соответствующее предложение тогда высказал миноритарий VEON — американская компания Shah Capital. Псевдонидерландские мажоритарии — ни звука. Что и неудивительно, ведь они заявления о выходе с рынка РФ обычно подают исключительно в совершенной форме, и планы американского партнера наконец выйти с рынка, с которого они якобы уже вышли, стали для них огромным «паливом».
По прогнозам Shah Capital, если продажа российских активов (оператора «Вымпелком») завершится по графику, то в 2023 году VEON должна получить прибыль (EBITDA) в размере 1,8 млрд долл., в свою очередь капитализация компании достигнет 3,2 млрд долл. Но сейчас ситуация, вот странно, подвисла — ничего не продано, никто не вышел ни на одну из бирж с задекларированной целью.
Уже в августе американская власть, а именно OFAC (Office of Foreign Assets Control), внесла совладельцев «Альфа-групп» в свой список и ввела против них ограничения. Украинским политическим элитам это как намек на ускорение взыскания в доход государства активов подсанкционных путинских олигархов.
Объясним, санкции США предусмотрены путем внесения в списки специально определенных граждан и заблокированных лиц (SDN). В рамках своих усилий по правоприменению OFAC публикует список лиц и компаний, которые относятся или контролируются целевыми странами либо действуют от их имени. Не везет, так не везет совладельцам «Альфы», ведь это означает самые жесткие ограничения в их бизнес-деятельности. Иронично, что адвокат одного из совладельцев заявил: «Жизнь миллиардера Фридмана была «разрушена» из-за санкций, введенных против него после начала полномасштабного вторжения». Но это больше касалось уже европейских санкций.
Тему о разрушенных жизнях очень хочется продолжить, потому что вышеупомянутые бизнесмены, и Фридман в частности, непосредственно причастны к участию в военной интервенции РФ. Например, их компания «Альфа-страхование» предоставляла услуги по страхованию автомобилей росгвардии. Более того, Служба безопасности Украины объявила подозрение Фридману за финансирование терроризма. Как сообщили в Службе, с начала полномасштабного вторжения РФ он влил около 2 млрд руб. в несколько военных заводов страны-агрессора. Среди них — «Тульский патронный завод», производящий патроны, а также «Уральский оптико-механичный завод имени Яламова», на котором производится высокотехнологичное оборудование для боевых самолетов и вертолетов РФ.
И «Киевстар», с учетом корпоративной структуры, — это не какой-то там бизнес, к которому едва причастен конечный бенефициар Михаил Фридман. Это «украинское» ответвление российского телекоммуникационного бизнеса, обслуживающего российскую же «Спецсвязь» вооруженных сил РФ. А сам Фридман не очень похож на человека, который ляжет костьми, но не даст навредить клиентам своей компании или там смешивать бизнес с политикой.
К тому же «Альфа-групп» имеет доступ не только к телекоммуникационному обслуживанию граждан Украины, что само по себе является риском.
В августе 2022 года, когда уже шла полномасштабная война, наши власть имущие допустили консолидацию в руках вышеупомянутых лиц мажоритарной доли медицинского сервиса Helsi. Да, того самого, который записывает вас к профильным врачам или на прививку.
Сейчас «Альфа-групп» принадлежит 69,99% этой компании, имеющей доступ к 23 миллионам наборов данных украинцев — паспортным данным, идентификационным номерам, прописке и проживанию, а также привязке к мобильному номеру, электронной почте, и родственным связям в придачу. Хороший набор, качественный. А главное, массовый. К Helsi по состоянию на лето 2022 года были присоединены 1300 клиник, и сеть будет увеличиваться, потому что сервис удобный и совсем не ассоциируется с «российским следом».
Мы четко понимаем, что Министерство юстиции готово подать исковое заявление в Высший антикоррупционный суд с целью взыскать в доход государства и эти активы «Альфа-групп». Впрочем, по нашей информации, это решение почему-то забуксовало где-то на уровне среднего звена Совета нацбезопасности и обороны.
Опасения можно объяснить не только коррупционными (если это первое, о чем вы подумали) мотивами. «Киевстар» — не «Моршинская», он уже монополист, а его потенциальные управляющие — считанные операторы, слияние с которыми эту монополию только углубит. При наличии абсолютно бесхребетного Антимонопольного комитета такие рыночные пертурбации требуют очень взвешенного подхода и качественного анализа возможных последствий для конкурентной среды.
Впрочем, и оставлять все как есть нельзя, учитывая объемы данных, которыми владеют компании, и их условную защищенность от вмешательства, учитывая политические риски.
На самом деле и для самого «Киевстара», с репутационной точки зрения, избавиться от Фридмана — лучшее из возможных решений, ведь в их бизнесе лояльность клиента всегда преобладает над лояльностью собственника. По крайней мере финансово.