Украинские спецслужбы, вероятно, стоят за серией ударов беспилотников и наземной операцией против поддерживаемого ЧВК «Вагнера» ополчения вблизи столицы Судана. Как пишет CNN со ссылкой на источник среди украинских военных, операция была работой «не суданских военных». На вопрос о том, стоит ли Киев за нападениями, источник лишь указал, что «ответственность, вероятно, возложена на украинские спецслужбы».
Операция включала серию нападений на военизированную группировку Силы скорой поддержки (RSF), которая, как полагают, получает помощь от российского ПВК Вагнера, в борьбе против суданской армии за контроль над страной.
Издание отмечает, что не смогло независимо подтвердить причастность Украины к серии ударов, но видеоматериалы, полученные CNN, показали характерные признаки атак беспилотников в украинском стиле.
В частности, в восьми ударах принимали участие два общедоступных беспилотника DJI MAVIC 3, широко используемых Вооруженными силами Украины. Также необычной для Судана и в целом африканского региона была тактика удара, когда дроны атакуют цель напрямую.
Украина официально не сообщала о причастности к нападениям, снятым на видео с дронов. Части этих видео циркулируют в социальных сетях с четверга. Кадры наземной операции ранее не публиковались.
Высокопоставленный суданский военный источник заявил, что «ничего не знает об украинской операции в Судане» и не верит, что это правда.
Официальные лица США отметили, что не знали о вероятном инциденте и выразили удивление предположением, что удары и наземную операцию могли провести украинские силы.
В то же время, на видео, на котором виден монитор контроллера дрона, виден текст на английском и украинском языках, в частности, «Зупинити» или «stop». Оператора беспилотника, который выглядит иностранцем, можно увидеть в отображении диспетчера, но он одет в балаклаву, и его нельзя идентифицировать.
CNN также определило геолокацию наземной операции, но не смогла независимо проверить дату видеосъемки. Речь идет об ударах по мосту Шамбат, соединяющего Омдурман и Хартум и совпадающего с сообщениями в социальных сетях о нападении 8 сентября.
По данным высокопоставленного суданского источника, эти удары были нанесены только через два дня после того, как «Вагнер» способствовал доставке большого конвоя оружия в Судан через гарнизон RSF в Аль-Зуруг, на юго-западе страны у границы с Чадом. Чиновник сообщил CNN, что большое количество транспортных средств, в том числе несколько грузовиков с оружием Вагнера, прибыло в Зуруг 6 сентября.
Два чадских военных информатора рассказали CNN, что конвой прошел через Чад к Зуругу, что сигнализирует о расширении сферы влияния Вагнера в Африке, которая, как известно, включает Мали, Судан, Центральноафриканскую Республику и Ливию.
Шесть ударов беспилотников нанесли удары по пикапам, двигавшимся по мосту Шамбат. Восемь других атак поразили припаркованные транспортные средства, здания и вооруженных людей в Омдурмане и западном пригороде Омбада, где в последние недели суданская армия совершила серию воздушных налетов на позиции RSF.
«Вагнер» имеет значительное присутствие в ЦАР, а также в значительной части восточной Ливии, граничащей с Суданом, где генерал-ренегат Халифа Хафтар контролирует огромные территории.
«Около 90% оружия «ополченцев» поступило от «Вагнера», — сообщил CNN высокопоставленный суданский источник, добавив, что поставки оружия «Вагнером» в RSF не прекращаются, несмотря на смерть лидера группы наемников Евгения Пригожина и его заместителя Дмитрия Уткина в авиакатастрофе 23 августа.
Аналитики и исследователи предполагают, что Кремль консолидировал контроль над деятельностью группировки наемников в Африке в рамках более широких усилий по присоединению группировки к министерству обороны России после неудачного мятежа Пригожина в июне.
В то же время, издание отмечает, что воюя с Россией, Киев придает стратегическое значение углублению связей за рубежом, в частности между африканскими странами. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба за последний год совершил три поездки на континент, посетив более 10 стран.
«Россия очень сильно пытается удержать страны в своей орбите с помощью принуждения, подкупа и страха… Наша стратегия состоит не в том, чтобы заменить Россию, а в том, чтобы освободить Африку от российских властей», — заявил в недавнем интервью министр иностранных дел дел Украины Дмитрий Кулеба.