Politico: ЕС облагает россиян санкциями на основании статей из Wikipedia и сомнительных изданий

Это было необычное извинение: от президента Европейского Совета до находящегося под санкциями российского олигарха. В конфиденциальном пакете доказательств, используемом ЕС для обоснования замораживания его активов, национальность Вячеслава Моше Кантора была указана как «еврей/россиянин».

70-летний миллиардер когда-то возглавлял российскую компанию по производству удобрений «Акрон». Он ушел в отставку с поста президента Европейского еврейского конгресса после того, как в апреле 2022 года попал под санкции ЕС и Великобритании. Кантор – гражданин сразу трех стран: России, Великобритании и Израиля.

Обозначение «еврей/россиянин» может быть ошибочной ссылкой на этническую классификацию советских времен, но несколько экспертов по заказу адвокатов Кантора признали его антисемитским описанием, которому не место в официальном документе.

«Мы искренне сожалеем об ошибке», — говорится в письме от июля 2022 года, которое видели журналисты Politico. Он был адресован Кантору от кабинета президента Европейского Совета Шарля Мишеля. В письме отмечалось, что пакет доказательств был исправлен.

Этот досадный промах – не исключение. Он может послужить иллюстрацией небрежного подхода ЕС к сбору доказательств, на основе которых организация пытается давить на людей из окружения Владимира Путина после начала российского вторжения в Украину. Politico пишет, что в его распоряжении оказались пять «рабочих документов», которые Совет ЕС использовал для обоснования санкций против российских бизнесменов, чиновников и их родственников.

Пакеты, отмеченные грифом «LIMITE» (согласно внутренней классификации ЕС, это означает, что документ не подлежит обнародованию), насчитывают десятки страниц. Они состоят из описания правовых оснований для санкций, краткого изложения обоснования и краткой биографии личности, а также доказательств, подтверждающих обвинение.

«Хотя документы имеют гриф секретности, доказательства, на которые они опираются, далеко не секретны. Один пакет доказательств основывается на 10 ссылках из открытых источников с разной степенью достоверности. Другой – на 9. Еще один – на 4», – пишет Politico, добавляя, что это часто статьи из таких изданий, как Financial Times и Reuters.

Кроме того, среди доказательств много автоматически переведенных материалов из украинских и российских источников разной степени достоверности.

«К примеру, в одном пакете цитируется статья, опубликованная связанным с российским правительством журналом о стиле жизни. Этот журнал обвиняют в распространении пропаганды и публикует больше кулинарных рецептов, чем серьезных журналистских материалов. В другом – ссылка на веб-сайт, посвященный сомнительным делам богатых россиян», – говорится в статье.

В качестве справочного материала в пакетах приводятся краткие профили из журнала Forbes или статьи из Wikipedia об объектах, на которые предлагается наложить санкции. Включение в так называемый список олигархов США от Минфина страны, в котором перечислено около 100 человек, приводится в качестве доказательства правонарушения.

Politico пишет, что все эти пакеты документов указывают на то, что ЕС блокирует активы и лишает права на въезд на основании неустойчивых доказательств. И это делает европейские санкции уязвимыми к обжалованию в суде. Издание признает, что на Западе мало у кого возникнут сомнения в том, что кто-то из 1600 россиян, включенных в черный список после вторжения в Украину, не получили по заслугам. Но адвокаты российских бизнесменов и независимые эксперты указывают на очевидный факт, что планка доказательств ЕС очень низка, как для такого уровня тяжести последствий.

«Это гражданская смерть в том смысле, что когда они попадают под санкции, они почти полностью отрезаны от экономической жизни», — сказал немецкий адвокат Виктор Винклер, специализирующийся на санкциях, но не имеющий российских клиентов.

«У меня нет яхты, поэтому мне не жалко этих владельцев яхт. Напротив, как представитель рабочего класса, я вполне счастлив. Но это проблема. Мы создали этот инструмент санкций, ставший очень острым мечом. И то, как ЕС использует этот меч, нельзя назвать приемлемым», – добавил он.

ЕС вводил санкции в течение десятилетий. За это время качество доказательной базы значительно улучшилось. Но наблюдается значительный откат назад после того, как ЕС в спешке начал вводить санкции против сотен людей после начала вторжения России в Украину, — говорит Майкл О’Кейн, лондонский адвокат из юридической фирмы Peters & Peters, чьи клиенты попали под санкции. В отличие от британского министерства иностранных дел, которое, как правило, ссылается на заслуживающие доверия публикации при применении санкций, ЕС, по словам О’Кейна, чаще использует доказательства из социальных сетей или постов в блогах, или информацию, предоставленную оппозиционными деятелями.

«Если вы собираетесь отходить от авторитетных, уважаемых журналистских изданий, то необходимо проводить более тщательную проверку источников информации, на которую вы собираетесь полагаться», – добавил он.

Неназванный дипломат из страны ЕС рассказал Politico, что решения по санкциям принимаются в бешеном темпе, а несколько его коллег в течение последнего года работали по меньшей мере по 12 часов в сутки, чтобы собрать новые пакеты доказательств и усовершенствовать уже существующие. В марте группа юристов, многие из которых представляют российских олигархов, опубликовала открытое письмо с жалобой на информацию, используемую ЕС.

Politico объясняет, что для введения санкции против кого-то страна ЕС сначала собирает доказательства, а затем передает их Европейской службе внешней деятельности (ЕСВД). Эта дипломатическая служба представит эти доказательства в Совете ЕС для голосования. Формального пересмотра решения не существует, и страны, выбирающие цели, фактически нажимают на курок. Дважды в год послы ЕС консенсусом решают, продолжать ли действие списка в полном объеме. Но дебаты обычно не очень активны по этому поводу. Разве что Венгрия настаивала на исключении нескольких имен по политическим соображениям.

Те, на кого наложены санкции, могут просить Совет ЕС пересмотреть свое решение, но такие ходатайства редко добиваются успеха. Такие страны, как Эстония, Литва и Польша, сопротивляются исключению людей из списка, чтобы продолжать давление на Россию. Лишь несколько человек были исключены из санкционного списка ЕС, но потому что они скончались. Также можно обжаловать решение о санкциях в Генеральном суде ЕС, но этот процесс очень длительный и дорогостоящий. И даже если судьи примут решение о снятии санкций, ничто не мешает чиновникам ЕС просто собрать новый пакет доказательств и повторно внести человека в «черный список». Например, это неоднократно происходило с Виолеттой Пригожиной – матерью главаря наемников «Вагнера» Евгения Пригожина. Также под санкции снова и снова попадали бывший президент Украины Виктор Янукович и его сын Александр.

Во время дебатов в Генеральном суде адвокат Совета Барт Дриссен часто указывает на то, что именно ЕСЗД отвечает за сбор доказательств. Защищая в июле российского бизнесмена Григория Березкина, Дриссену пришлось объяснять судьям, почему Совет частично обосновал свое решение на статье, обозначенной как написанная искусственным интеллектом по имени «Кармен». Politico пишет, что в настоящее время в Генеральный суд ЕС было подано 95 обжалований санкций ЕС против граждан России. В марте мать Пригожина таким образом добилась снятия с нее санкций, поскольку суд признал, что родственные связи с приспешником Путина – не достаточное основание для введения санкций.

«Пока рано говорить о том, сколько еще попавших под санкции смогут победить в суде. Но в прошлые годы около трети обжалований санкций были успешными», – пишет Politico со ссылкой на эксперта по вопросам санкций Винклера.

«Это мой главный упрек. И без того юридически сложный и щепетильный вопрос решается с ненужным дилетантством», – сказал он.

Последние новости

Похожие новости