WSJ: Армия России учится на своих ошибках в войне против Украины, что изменилось в ее поведении?

Спустя более года после того, как Москва провалилась в попытке молниеносно победить в войне против Украины, российские военные постепенно адаптировались на поле боя, перейдя к стратегии истощения Киева и Запада.

Низкая эффективность российских военных в первые дни войны шокировала многих на Западе и, в конце концов, позволила Украине выстоять, а затем отбросить значительную часть российских наступательных сил. Но с тех пор Россия научилась на своих ошибках, адаптируясь таким образом, чтобы усложнить для Украины задачу изгнания российских войск со своей территории.

«Мы видели немало сфер, где они адаптируются, и, конечно, мы пристально следим за этим», — сказал Wall Street Journal генерал Джеймс Хекер, главнокомандующий ВВС США в Европе.

Российские вооруженные силы потеряли более 270 тысяч солдат убитыми и ранеными, а по некоторым западным оценкам, РФ потеряла более 50% своей боеспособности. Так что российской армии могут понадобиться более глубокие изменения для того, чтобы выдержать многолетнюю войну.

Она все еще страдает от структуры советского образца, построенной по принципу «сверху вниз», ограничивая инициативу фронтовых командиров и отдавая приоритет политическим целям Москвы, а не принятию решений на поле боя. Россия потратила месяцы и тысячи жизней, чтобы захватить Бахмут, не имеющий большого стратегического значения. И все потому, что Кремль определил этот город как ключевую цель. Россия продолжает развертывать десятки тысяч солдат для защиты города, где она одержала свою единственную великую победу за достаточно продолжительное время.

Более того, Россия сейчас в значительной степени находится в обороне, пытаясь сдержать украинское наступление, а армии гораздо легче обороняться, чем наступать. Аналитики и западные чиновники говорят, что Россия исчерпала свой наступательный потенциал и не может завоевать новые позиции в тех частях востока Украины, где она все еще пытается продвинуться вперед.

Однако российские военные демонстрируют определенную способность учиться на предыдущих ошибках. Например, в начале войны российские военные самолеты заходили в поле зрения украинской ПВО, что привело к серьезным потерям. Москва не смогла установить доминирование в небе. Были сбиты более 75 самолетов, причем многие из них летели «прямо в зоны поражения украинских зенитно-ракетных комплексов», — сказал Хекер.

Он добавил, что значительная часть российских ВВС сейчас остается невредимой.

«Они больше не летают в этих районах, а если и летают, то на малой высоте и в течение очень коротких промежутков времени, а затем возвращаются назад», – сказал американский генерал.

Хотя эта тактика серьезно снизила точность российских бомбежек, а превосходство в воздухе остается далеко за пределами досягаемости россиян.

Также Россия добавила возможности наведения к старым бомбам, которые она сбрасывает с летящих за пределами досягаемости украинской противовоздушной обороны самолетов, в том числе с российской территории. Украина пытается обнаружить и сбить их своими самолетами советских времен.

Россия также перенесла командные пункты и многие склады боеприпасов дальше от линии фронта после того, как Украина начала уничтожать российскую логистику с помощью систем HIMARS. После того как украинские военные начали использовать бомбы JDAM со спутниковым наведением большой дальности, россияне перенесли свои командные пункты еще дальше вглубь. Эти удары заставили российскую армию уменьшить использование артиллерии, растянуть и без того напряженные линии и стать более точными в нацеливании.

США заявляют, что предоставят Украине небольшое количество ракет ATACMS в течение следующих недель и что позже их может быть больше. Эти ракеты класса «земля-земля» имеют дальность полета до 300 километров в зависимости от модели. И их тоже могут применить против российской логистики.

В начале войны Москва развернула незащищенные колонны российской бронетехники в Украине, ожидая минимального сопротивления со стороны Киева, и отправила в бой недоукомплектованные и недовооруженные подразделения, что повлекло смерть десятков тысяч российских солдат.

Сейчас Россия лучше защищает своих солдат, строя глубокие, хорошо укрепленные окопы. Они прячут свои танки и бронетранспортеры в лесополосах и под маскировочными сетками, совершая вылазки для обстрела украинских позиций, после чего быстро отступают.

«Если сравнить это с началом вторжения, то разница колоссальная. Они засеяли поля минами, расставили всевозможные ловушки, и сделали это хорошо», – говорит Александр Солонько, рядовой украинского аэроразведочного батальона, который дислоцируется вблизи Роботиного.

На юге россияне увеличили использование беспилотников и управляемых бомб для сдерживания украинского наступления. Стреловидные взрывные дроны и FPV-дроны, начиненные взрывчаткой, врезаются в украинскую бронетехнику, медицинские эвакуационные машины и пехоту, выводя из строя транспортные средства, убивая и искалечивая солдат.

Командир полка «Днепр-1» Юрий Береза говорит, что заметил ощутимое увеличение использования россиянами беспилотников. По его словам, раньше в небе можно было увидеть один разведывательный БПЛА «Орлан», теперь их целые рои.

«Когда мы начали воевать с ними полтора года назад, они бросали людей на все и теряли тысячи жизней. Сейчас они пытаются догнать нас технологично. И они быстро учатся», – сказал Береза.

Украинские войска на линии фронта вокруг Бахмута говорят, что ежедневно теряют десятки беспилотников, поскольку российские средства РЭБ успешно сбивают их на вражеской территории.

Украинские чиновники утверждают, что россияне закупили тысячи дешевых беспилотников, производимых на китайском рынке компанией DJI. Россия также ускорила производство беспилотников «Герань-3» в сотрудничестве с Ираном, обстреливая украинские города и пытаясь подорвать моральный дух украинских войск на передовой.

В последние месяцы украинская индустрия беспилотников значительно расширилась, но потери все равно остаются значительными. В недавнем отчете Королевского института объединенных служб (RUSI) подсчитано, что Украина теряет около 10 тысяч беспилотников ежемесячно, в основном из-за российских средств РЭБ.

Российские военные, в свою очередь, приспосабливаются к атакам украинских беспилотников на российской территории. После того, как Украина начала использовать БПЛА для нанесения ударов по российским боевым самолетам в глубине России, россияне начали рассредоточивать свои борта на большем количестве аэродромов. Они также начали обкладывать крылья и фюзеляж шинами.

«Размещение шин, ящиков и других материалов на крыльях и фюзеляже может быть попыткой запутать или изменить визуальную картину, которую используют беспилотники, нацеленные на самолеты», — сказал Стивен Вуд, старший директор компании Maxar.

Командующий ВВС США Хекер сказал, что этот шаг может быть попыткой России оградить самолеты от взрыва беспилотника.

«Это их мешки с песком. Что-то попадает в самолет. Вместо того чтобы сделать вмятину в самолете, которая могла бы сделать его непригодным для полетов на короткое время, оно попадает в шину», — отметил он на конференции, организованной Ассоциацией воздушных и космических сил США.

Российская военная машина адаптируется и дома, сумев сохранить и даже увеличить оборонное производство некоторых товаров, несмотря на санкции. Западные чиновники считали, что Россия может производить около 100 танков в год, но фактическое производство танков близится к 200 в год, по словам западного оборонного чиновника. Однако, собеседник издания добавил, Россия потеряла более 2 тысяч танков, и, по его словам, ей понадобится десятилетие, чтобы компенсировать потерянное.

Запад считал, что Россия может производить около миллиона артиллерийских снарядов в год, сказал представитель западного оборонного ведомства. Но теперь считается, что Россия в течение следующих нескольких лет сможет производить 2 миллиона артиллерийских снарядов в год. Для понимания масштабов в прошлом году Россия выпустила от 10 до 11 миллионов снарядов и иногда использовала устаревшие и неисправные боеприпасы.

Последние новости

Похожие новости