Михайловский златоверхий монастырь в Киеве – прекрасное сооружение с красивой православной церковью и невероятной территорией. Но на площади поблизости происходит нечто необычное. Там находится выставка захваченных и уничтоженных танков России, а также другой вражеской бронетехники. Некоторые из экспонатов относительно целые, а другие – сожжены дотла и ржавые.
«Но когда я ходил там, в этом контрасте между ржавой военной техникой и прекрасной площадью, я понял, что это мне напоминает ситуацию, будто метеорит прилетел из космоса и упал на эту страну. Конечно, метеорит здесь ни при чем, это было вторжение армии Владимира Путина», – пишет в статье для New York Times американский журналист и лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман, недавно побывавший в Киеве.
Он добавляет, что украинцы до сих пор пытаются найти способ «убрать этот метеорит из сердца их города и сердца страны». Из своей поездки в Украину Фридман сделал вывод, что Запад должен сосредоточиться на том, чтобы как-то положить конец войне. И, по мнению журналиста, она закончится, когда Украина будет в НАТО и Евросоюзе.
«Присоединение Украины к НАТО и ЕС было бы самым большим геополитическим сдвигом в нашей жизни. Украинское присоединение к союзу станет нашей политикой по отношению к России», — пишет журналист, добавляя, что создание ЕС было «лучшим, что произошло за мою жизнь». Он признает, что американцы не любят читать о союзе. В их глазах это скучное дело европейцев с его парламентом и комиссиями. Но на самом деле ЕС – это одно из величайших чудес в мировой истории, принесшее мир на континент, испокон веков славившийся бесконечными племенными, этническими, националистическими и родовыми конфликтами. Теперь он стал самым крупным географическим центром свободных рынков, свободных людей, верховенства права и прав человека. И это, по словам Фридмана, «невероятное, скучное чудо».
«Если мы примем Украину в ЕС, это будет одним из самых последовательных геополитических переломных моментов со времен объединения Германии», – говорится в статье.
Американский журналист напоминает, что в тот исторический момент объединения ФРГ и ГДР Владимир Путин был шпионом КГБ. И его личное вступление в геополитику заключалось как раз в наблюдении за тем, как магнит Запада расплавляет Восточную Германию, смешивая ее с соседней страной.
«Для меня это всегда было основой моего видения Украины и России. Расширение НАТО никогда не было проблемой. Реальной угрозой для Путина было то, что Украина станет новой Германией, она станет невероятной моделью, магнитом и наставником для России, примером славянской успешной экономики, стартап-страны и демократии, рядом со славянской клептократией и автократией Путина. На мой взгляд, именно в этом и заключается причина этой войны», — пишет Фридман.
Он хвалит Запад за то, что он поспешил на помощь Украине, поддерживая ее оборонные усилия. Но важным моментом для принятия решения в будущем станет то, «когда мы скажем украинцам, что, возможно, придется согласиться на грязную сделку». Потому что поддержка не будет продолжаться вечно.
«Люди спрашивали меня, какой была бы такая грязная сделка? Естественная грязная сделка состоит в том, что Россия сохранит некоторые или все свои нечестно полученные завоевания примерно в нынешних пределах, даже если это будет означать санкции против одного государства, захват территории другого посредством грубой силы, а в обмен на это Украина получит членство в НАТО и ЕС», – считает Фридман.
Он отмечает, что не хотел бы, чтобы Путин получил какие-либо призы. И в своей статье он лишь описывает гипотетическу «грязную сделку». По такому сценарию Путин мог бы сказать россиянам: «Я показал этим нацистам в Украине, я их достаточно наказал. Я вернулся с большей территорией, чем было в начале, приветствуйте императора».
Но вступление Украины в ЕС было бы для него экзистенциальной угрозой. Владимир Путин – это человек, который всегда ищет достоинство в вещах, где его нет, и делает это совершенно неправильными способами. И поэтому вместо того, чтобы сказать: «Я хочу построить свою страну, чтобы она стала настоящим конкурентом для ЕС», — он пытался осуществить некую фантазию, мечту Петра I о том, чтобы заставить украинцев объединиться с Россией. И российский автократ заплатил очень высокую цену за эту фантазию.
Фридман напоминает, что когда-то у Кремля было глобальное лидерство. Ведь именно Москва запустила первый в истории спутник в 1957 году. Когда-то у нее было лидерство в науке и технологиях. Но сегодня никто даже не думает о том, чтобы купить, например, часы или автомобиль, выпущенный в путинской России.
«Это страна, более известная сейчас отравленным бельем, зонтиками с ядом, заключением людей в исправительных колониях Сибири и выкачкой нефти и газа. Это трагедия, что страна, которая дала нам Достоевского, Рахманинова, Чайковского, Сахарова и всех этих великих писателей, теперь предлагает разве что ржавые, выгоревшие российские танки в центре Киева», – пишет американский журналист.