«55 дней в оккупированном Мариуполе» — видеодневник 17-летнего парня о войне

Сейчас в украинских кинотеатрах проходит показ фильма «20 дней в Мариуполе». Документальная лента Мстислава Чернова рассказывает о начале полномасштабной войны в Мариуполе. Важное видеодоказательство зверств Российской Федерации.

Впрочем, есть еще один документальный видеофакт. Автор работы — 17-летний парень из Мариуполя. Владислав Пятин-Пономаренко снимал свой видеодневник войны. Снимал все 55 дней, на протяжении которых его семья жила в подвале многоэтажки. Парню не только удалось задокументировать все ужасы уничтожения города и его жителей, но и провезти флешку с видео и украинский флаг через фильтрационный лагерь в Россию, а оттуда — в Ирландию.

Dattalion

Жуткие кадры: разрушенные российскими снарядами обгоревшие дома; могилы соседей на детской площадке во дворе; мама, которая готовит на огне возле лифта; маленький брат, который впервые за 25 дней выходит из подвала на улицу, где грохочет артиллерия…

Dattalion

До войны семья Влада жила обычной жизнью. Мама работала в Мариупольском строительном профессиональном колледже, отец — на комбинате имени Ильича, Влад был студентом, девятилетний брат учился в школе. Влад выступал в молодежном любительском филиале Мариупольского драмтеатра «Театромания». Театр для мальчика — любовь и любимое хобби.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

За неделю до войны вся семья заболела коронавирусом. 73-летняя бабушка в тяжелом состоянии попала в больницу. Болели и мама, и отец. С 24 февраля город находился в осаде. Добраться физически до больницы, чтобы забрать бабушку, возможности не было. Семья ночевала в подвале своей многоэтажки. Готовили, как все, во дворе, а во время сильных обстрелов — на ступеньках возле лифта. Жили без света, воды, тепла, газа. А Влад вместе с отцом с первого дня полномасштабного вторжения начал снимать все, что видел в блокадном Мариуполе.

«Я видел, как российские снаряды попадают в дома. Эти дома пылали и складывались, как домино. Видел, как фосфорная бомба попала в дом моей бабушки. Я снимал маленькие отрывки видео, получался формат дневника. Обстрелы, кто где взял продукты, где достали воду, кто где умер. Я до последнего верил в то, что Мариуполь выдержит и мы снова проснемся в украинском городе без войны», — говорит Владислав.

В какой-то из дней мама с сыном вырвались в больницу. Это был страшный путь. Но то, что они увидели в самой больнице, до сих пор стоит у мальчика перед глазами. «Трупы людей были сложены в ширину до второго этажа»… Больница частично была побита осколками от прилетов. Тогда Влад с мамой решили, что бабушка умерла.

По дороге домой мама с сыном проходили мимо учебного заведения, где преподавала мама и учился Влад. Тогда оккупанты и коллаборанты срывали украинские флаги со зданий в городе. Влад увидел, как бывший директор колледжа сорвал с флагштока флаг и бросил его на асфальт. Парень поднял сине-желтое знамя. С тех пор всегда держит его при себе.

Dattalion

«Помню, как вывел брата из подвала наверх, в квартиру, чтобы он сходил в туалет. И начался сильный обстрел. Я накрыл его собой возле лифта. А в соседний подъезд попала ракета. Когда мы вернулись в подвал, мама плакала, потому что думала, что мы погибли».

Седьмого марта снаряд попал в дом Влада. С тех пор они жили в подвале магазина, а в квартиру приходили иногда днем.

В сплошном аду, отрезанная от какой-либо возможности эвакуироваться, семья находилась в Мариуполе до мая. Родители искали продукты. По воду ходили к колодцу. Со 2 апреля оккупанты обязали местных носить белые повязки на руке. Дескать, эта отметка отделяла гражданских от украинских военных. Каждый шаг на улице — сплошная опасность. В фильме Влада есть кадры, где отец идет между обгорелых домов к колодцу, рука обвязана белой тканью.

Dattalion

А потом мама парня случайно получила информацию, что бабушка (мать женщины) жива и какие-то знакомые вывезли ее в Россию, где она находится у своих бывших одноклассников.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Бабушка жива, но в очень плохом состоянии. Тогда семья приняла трудное решение — выехать из Мариуполя в Россию. Согласиться на это Владу было очень сложно. Мальчик четко решил, что через Россию поедет дальше в Европу.

Фильтрационный лагерь, допрос. Влад рисковал, потому что у него с собой была флешка с видео и украинский флаг. Флешку спрятал в нижнем белье, флаг положил на дно одной из сумок. То ли потому что парню было всего 17, или потому что ехали в Россию, к родственникам, Владу повезло, и его тайный багаж не рассекретили.

Влад увидел бабушку, обнял ее. Бабушка рассказала о нескольких страшных неделях начала войны, когда она лежала в больнице на кислородном аппарате. А потом больницу начали обстреливать. Пациенты, больные коронавирусом, сидели в холоде, практически не ели днями.

«Неизвестно, где она брала силы, чтобы хоть как-то развеселить соседок. Ей говорили: «Любаша, расскажи что-нибудь». И она рассказывала истории из своей жизни. Кто-то играл на гитаре, кто-то плакал, когда были сильные обстрелы. Она сидела молча, мысленно молилась. Бабушка выжила чудом, как и все мы. Как и каждый мариуполец, который оставался в Мариуполе».

В первый же вечер в кругу бабушкиных одноклассников мальчик наслушался разного. И об «асвабадителях», и о том, что он «нацист»… Влад с отцом собрались в путь. Мама с младшим братом осталась присматривать за ее родителями, ведь они оба очень старенькие и больные.

«Мамина позиция проукраинская, была и остается, и с этим жить там трудно. Есть дискриминация. Это вынужденное пребывание, потому что если мама оставит одних бабушку и прикованного к кровати дедушку, она себе этого не простит. С мамой очень плохая связь. И я, и отец очень переживаем за маму и брата. И надеемся, что наступит время, и мы снова будем вместе».

Владислав уже больше года в Ирландии. Не пропускает ни одного митинга за Украину. Летом работал в кофи-шопе. Сейчас продолжает учиться онлайн в Мариупольском строительном профессиональном колледже, который нынче размещается на базе Хмельницкого политехнического профессионального колледжа Национального университета «Львовская политехника». Также учится в колледже в Дублине. А еще преподает украинским и литовским детям актерское мастерство. Пишет стихи, работает над сценарием для следующего фильма о подростковых проблемах в вынужденной миграции. Хочет поступить в New York Film Academy и стать режиссером.

Dattalion

Владислав очень хочет, чтобы его документальный «дневник войны», снятый за 55 суток в оккупированном Мариуполе, показали на BBC: «Хочу, чтобы мир услышал и увидел то, что пережили украинцы, то, что удалось мне, обычному подростку, снять. Я мечтаю о Победе. Хочу, чтобы каждый российский преступник был наказан. Мечтаю снова пойти на наш пляж на Азовском море, встретиться с друзьями возле драмтеатра. Жду момент, когда я смогу вернуться в украинский Мариуполь и повесить на здание своего колледжа флаг, который мне удалось спасти в феврале 2022-го», — говорит смелый украинский парень из Мариуполя.

Текст подготовлен в сотрудничестве с проектом dattalion.

Последние новости

Похожие новости