Российские суверенные активы, замороженные Западом, должны быть использованы для послевоенного восстановления Украины, заявила специальный представитель президента США Джо Байдена по экономическому восстановлению Украины Пенни Прицкер, поддержав одно из главных требований Киева. Об этом сообщает FT.
Западные страны заморозили российские активы на 300 миллиардов долларов в ответ на полномасштабное вторжение РФ в Украину.
Некоторые страны призвали использовать эти деньги для финансирования Киева как вклад в его огромные затраты на восстановление, но другие заинтересованные стороны, в том числе Европейский центральный банк, выразили оговорку о законности и последствиях такого шага.
Пенни Прицкер, которую Байден назначил специальным представителем по экономическому восстановлению Украины в этом месяце, заявила, что юридические команды проводят «чрезвычайную работу, чтобы понять, что возможно» сделать с этими активами.
«По сути, если я скажу не с юридической точки зрения, а с нравственной и этической, учитывая разрушения, которые россияне нанесли Украине, вы знаете, они должны способствовать восстановлению Украины. Юридически, как это сделать — это то, над чем мы сейчас работаем «, – сказала Прицкер журналистам в среду, 27 сентября.
Она сообщила, что США заморозили российские суверенные активы на сумму 8 млрд долларов, большая часть которых находится в ЕС и Японии.
Киев давно призвал к созданию механизма для использования этих средств как прямого взноса, так и способа поощрения других обещаний помощи от правительств и частных инвесторов.
В Сенат США внесен законопроект, который уполномочит Байдена арестовать российские суверенные активы и передать их Киеву для долгосрочной реконструкции Украины. Но в верхушке администраций США и ЕС существуют сомнения в жизнеспособности такого шага, что усложнило западным союзникам согласование плана.
Эксперты ЕС встречаются в среду, чтобы обсудить возможные варианты на фоне давления со стороны некоторых членов блока, требующих согласовать механизм перевода доходов, включая процентные платежи, от замороженных активов. Обсуждаемый трехступенчатый план предусматривает сначала «обездвижение» этих средств и их отложение, а затем использование для Украины.
Заместитель министра юстиции Эстонии Эрки Кодар говорит, что пока неясно, когда Еврокомиссия сделает конкретное предложение, поскольку обсуждаются юридические риски.
«Если вы хотите что-нибудь заглушить, то отдайте это юристам. Мы должны поручить нашим главам государств и правительств спрашивать и требовать результатов в этом вопросе», — отмечает Кодар.
Эстония была среди стран, призывающих к скорейшему заключению соглашения об использовании активов российского центрального банка, а также к аресту не только доходов от них, но и активов в полном объеме.
«Что бы мы ни делали, пытаемся ли мы взять активы российского центрального банка и отдать их на восстановление Украины, используем ли только доходы, проценты, начисленные из этих средств, есть юридические риски. И есть также юридические риски, связанные с тем, что мы ничего не делаем», — добавил Кодар.
До сих пор нет работающего механизма передачи Украине замороженных российских средств. Татьяна Хутор рассказывает, как страны-партнеры решают эту проблему, и указывает на «Пять шагов на пути к российским деньгам на восстановление».