НАПК ожидает избрание нового руководителя. Какие задачи стоят перед агентством, которое не стало эффективным

В ноябре в Украине должен стартовать конкурс на должность нового главы Нацагентства по предотвращению коррупции. За время деятельности НАПК под руководством Александра Новикова агентство так и не смогло стать хорошей командой с Верховной Радой по предотвращению коррупции. А в предвкушении выборов в Нацагентстве еще и решили сманипулировать результатами международного аудита и опубликовать на сайте только положительную информацию. Почему это плохо и какие задачи НАПК будет иметь в будущем, рассказывает Алексей Волошин в статье «НАЗК&Верховная Рада: шанс на перезагрузку отношений и вызовы для будущего руководителя».

«Предотвращение коррупции — это возможность сохранить для бюджета средства еще до того, как у кого-то возникнет желание их украсть. Не случайно партнеры Украины придирчиво относятся к стабильной работе антикоррупционных институций, в частности Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), — ведь это основа всего антикоррупционного блока, доверие и стабильное сотрудничество. В условиях войны это также важный элемент обеспечения поддержки как текущей военной, так и стратегической — вступления в Европейский Союз и сотрудничества с Международным валютным фондом», – пишет автор.

По словам Волошина, с одной стороны, отдельные решения ВР (в компании Конституционного суда) превратили историю о предотвращении коррупции в Украине в танец, в котором мы делаем шаг вперед и несколько шагов назад. С другой – неутешительные выводы международного аудита деятельности НАПК показали, кому на ноги целенаправленно наступало само Нацагентство по предотвращению коррупции. Итак, как подытожил Волошин, слаженного дуэта у Верховной Рады и НАПК не сложилось.

«Однако в ноябре будет запущен процесс конкурса на должность нового главы НАПК по завершению полномочий председателя в январе 2024 года. Избрание нового председателя — повод оглянуться и оценить, какой путь уже прошло агентство во взаимодействии с парламентом и какие государственные решения могли бы перезагрузить этот процесс», – отметил автор.

Он добавил, что каденция этой команды НАПК выявила определенную неискренность в совместной работе с парламентом. Если в вопросах электронного декларирования, партийных финансов и антикоррупционной программы НАПК было драйвером процесса и полностью выполняло свои обязанности, то в вопросе антикоррупционной экспертизы игнорировало их и подыгрывало партии власти. Кейс 5655 – подтверждение этому.

Кроме того, общественно значимая история с международным аудитом НАПК, где была отмечена серьезные недостатки в работе агентства (в том числе и в части взаимодействия с парламентом) — важный урок для институции и общественности.

«Настораживает реакция на результаты аудита и команды НАПК, и Александра Новикова, и Общественного совета НАПК. Никто из них публично не заявил об ошибках, обнаруженных в ходе аудита, объявили только об успехах», – отметил Волошин.

Он подчеркнул, что общественность также не уделила нужного внимания этому инструменту, который должен сделать деятельность агентства прозрачной и эффективной. В ВР, перед которой ответственно НАПК, также не дискутировали по этому поводу. При этом Волошин подчеркнул, что главный смысл и ценность аудита состоят в том, чтобы сделать работу над ошибками. А без глубочайшей экспертной дискуссии вокруг замечаний значение аудита обесценивается. Так что в дальнейшем, как пишет автор, это будет еще одним вызовом для парламента и НАПК.

Волошин также напомнил, что будущее взаимодействие Нацагентства с парламентом достаточно четко расписано в антикоррупционной программе. НАПК публично поддерживает предсказуемость законопроектной работы, а потому выступает за продолжение традиции принятия плана работ парламента. Это, по словам автора, поможет заблаговременно определять проекты, требующие проведения антикоррупционной экспертизы. Более того, ежеквартально парламенту будут направлять ключевую информацию по предотвращению и противодействию коррупции. Ожидается создание Совета по вопросам формирования и реализации антикоррупционной политики, в рамках которой будут координировать воплощение программы.

«Итак, 2024 и 2025 годы обещают стать своеобразным большим антикоррупционным восстановлением — многие процессы, ограниченные из-за карантина, войны или личной позиции руководителя НАПК, будут возобновлены. Это будут самые активные годы воплощения антикоррупционной программы правительством, НАПК и парламентом, которые покажут, насколько системно государство настроено на борьбу с коррупцией и готово предотвращать его», – подытожил Волошин.

Отчет внешней независимой оценки эффективности деятельности Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) — это прецедент. 217 страниц подробного разбора полетов руководителя и команды ключевого звена всего антикоррупционного блока. Под лупой международной комиссии — 2020-2021 годы деятельности НАПК во главе с Александром Новиковым. Читайте, вдумывайтесь, делайте выводы! Все карты раскрыты. К сожалению, ликвидация «феодальной раздробленности» когда-то коллегиального НАПК не гарантировала защиту институции от «царька», оглохшего от звука медных труб. Подменивший цели и задачи института лояльностью к власти. Что абсолютно беспристрастно и зафиксировали аудиторы. Подробности в материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?» раскрывает редактор отдела политики Инна Ведерникова.

Последние новости

Похожие новости