Эскалация между Израилем и ХАМАС показала бессилие ЕС — POLITICO

По крайней мере, Европа больше не должна терпеть заезженную шутку бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера о том, «кому звонить, если хочешь поговорить с Европой». Никто все равно не звонит. Из множества геостратегических иллюзий, разрушенных в последние дни, наиболее отрезвляющим осознанием для каждого, кто проживает на европейском континенте, должно быть следующее: никого не волнует, что думает Европа.

Во многих горячих точках мира, от Карабаха до Косово и Израиля, Европа получила роль «неправительственной организации с благими намерениями», чьи гуманитарные взносы приветствуются, но в других случаях она игнорируется, пишет POLITICO.

Блок, состоящий из 27 членов, всегда пытался сформировать последовательную внешнюю политику, учитывая всевозможные национальные интересы. Несмотря на это, он все еще имел значение, главным образом из-за размера своего рынка. Однако глобальное влияние ЕС уменьшается на фоне упадка его экономики и неспособности демонстрировать военную мощь во времена роста глобальной нестабильности.

Вместо «геополитического» центра силы, который обещала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, когда вступила в должность в 2019 году, ЕС превратился в мелкого игрока, который вызывает определенное удивление у реальных игроков за высоким столом, пока блок сам себя ставит в неудобное положение на фоне какофонии противоречий.

Если это звучит строго, вспомните последние несколько дней: после массового убийства сотен израильских гражданских лиц, совершенного ХАМАС на выходных, комиссар ЕС по расширению Оливер Варгеи объявил в понедельник, 9 октября, что блок «немедленно» приостановит выделение 691 миллиона евро помощи палестинской автономии. Несколькими часами позже еврокомиссар Янез Ленарчич из Словении возразил своему венгерскому коллеге, настаивая на том, что помощь будет продолжаться столько, сколько потребуется.

Пресс-служба Еврокомиссии распространила заявление о том, что ЕС проведет «срочный пересмотр» некоторых программ помощи с тем, чтобы гарантировать, что средства не будут направлены на финансирование терроризма, имея в виду, что такие гарантии еще не были введены в действие.

По мнению главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля, результат любого пересмотра помощи палестинцам заранее определен.

«Нам придется поддерживать больше, а не меньше», – заявил он.

Итог: всего за 24 часа Еврокомиссия прошла путь от объявления о приостановке всей помощи палестинцам до сигнала об увеличении потока средств.

Реакция ЕС на происходящее в Израиле была не менее растерянной. Даже тогда, когда Израиль все еще считал тела жертв самой ужасной резни в истории государства, Боррель, давний критик этой страны, фактически объявленный там персоной нон-грата, начал искать баланс по обеим сторонам.

Боррель, испанский социалист, осудил «варварское и террористическое нападение» ХАМАС, одновременно упрекая Израиль за блокаду Сектора Газа и указывая на страдания палестинцев.

Подход Борреля резко контрастировал с позицией фон дер Ляйен, однозначно осудившей нападения (хотя и в серии твитов), в то время как израильский флаг подняли у здания  Еврокомиссии.

Однако эти шаги немедленно вызвали протест из других уголков ЕС, а член Европарламента от левых сил из Ирландии Клер Дэйли подвергла сомнению легитимность фон дер Ляйен и попросила ее «умолкнуть».

К середине недели выяснение позиции Европы по кризису походило на игру в дартс с завязанными глазами.

«Окровавленные руки»

Сравните это с сообщениями из Вашингтона.

«В этот момент мы должны говорить абсолютно четко. Мы стоим с Израилем. И мы позаботимся о том, чтобы у Израиля было все необходимое, чтобы позаботиться о своих гражданах, защитить себя и ответить на эту атаку», — заявил президент США Джо Байден в специальном обращении.

Он позвонил во Францию, Германию, Италию и Великобританию, чтобы обсудить кризис. Примечательно, что в этом списке нет ни одного из лидеров органов ЕС.

Во вторник, 10 октября, Жозеп Боррель организовал экстренную встречу министров иностранных дел ЕС в Омане, где они уже собирались обсудить ситуацию в Израиле. Министр иностранных дел Израиля Эли Коэн отказался участвовать в ней, даже дистанционно.

Это не слишком удивительно, учитывая европейскую позицию по Ирану, который десятилетиями поддерживает ХАМАС и руководство которого хвалило нападения боевиков. Хотя Иран отрицает свою непосредственную причастность, многие аналитики считают, что тщательно спланированное нападение ХАМАС было бы невозможным без подготовки и логистической поддержки со стороны Тегерана.

«ХАМАС не существовал бы, если бы не поддержка Ирана. И потому это немного похоже на разногласия относительно того, были ли они непосредственно вовлечены в планирование этих атак, или просто финансировали ХАМАС в течение десятилетий, чтобы дать им возможность планировать эти атаки. Нет сомнений, что на руках Ирана кровь», — заявил американский сенатор Крис Мерфи.

Несмотря на постоянные признаки злонамеренной деятельности Тегерана в регионе, включая задержание европейского дипломата в Иране, Боррель неоднократно пытался взаимодействовать с режимом Тегерана в надежде возобновить так называемое ядерное соглашение, из которого бывший президент США Дональд Трамп вышел в 2018 году.

В прошлом году Боррель даже посетил Иран в попытке возобновить переговоры, несмотря на громкую критику со стороны тогдашнего министра иностранных дел Израиля Яира Лапида.

По крайней мере, Боррель последовательный.

«Иран хочет уничтожить Израиль? В этом нет ничего нового. Вам придется с этим жить», — сказал он изданию POLITICO в 2019 году, когда еще был министром иностранных дел Испании.

Теперь Европе приходится жить с последствиями этой ошибочной политики и утратой доверия в Израиле, единой демократии в регионе.

Инициативы Шарля Мишеля

Еще одним ярким примером геополитического бессилия Европы является Карабах. Давно тлеющий конфликт Армении и Азербайджана был почти забыт большинством мира, но не президентом Евросовета Шарлем Мишелем, который в начале этого года прибег к амбициозным дипломатическим усилиям на фоне восстановления напряженности.

В июле Мишель принимал в Брюсселе лидеров Армении и Азербайджана, и это была уже шестая встреча. Он охарактеризовал дискуссии как «откровенные, честные и содержательные». Мишель даже пригласил лидеров на специальный саммит в октябре для «пятисторонней встречи» с Германией и Францией в Гранаде.

Этому не суждено было произойти. В то время Азербайджан получил контроль над регионом, после чего более ста тысяч беженцев отправились в Армению. Европа, которая остро нуждалась в природном газе из Азербайджана, была бессильна сделать что-то, кроме как наблюдать.

Ранее в этом месяце Мишель обвинил Россию, традиционного защитника Армении в регионе, в фиаско.

«Для всех очевидно, что Россия изменила армянскому народу», — сказал Мишель в интервью Euronews.

Похожая ситуация сложилась и в Косово, где европейцы годами пытаются установить продолжительный мир между албанским и сербским населением. Главным камнем преткновения является статус северной части Косово, граничащей с Сербией, где сербы составляют большинство из примерно 40 тысяч жителей.

Боррель даже назначил «специального представителя по диалогу между Белградом и Приштиной и других западнобалканских региональных вопросов».

Бывшему министру иностранных дел Словакии Мирославу Лайчаку, занимающему этот пост, не очень повезло. Хотя Лайчак получил этот грандиозный титул более трех лет назад, сегодня позиции сторон разошлись еще больше, чем когда-либо.

ЕС потратил миллионы, пытаясь стабилизировать регион, финансируя организации гражданского общества, школы и даже полицию.

Однако когда напряженность угрожала перерасти в полномасштабные боевые действия после вторжения сербских ополченцев на север Косово в прошлом месяце, ЕС был вынужден прибегнуть к своему испытанному механизму урегулирования кризисных ситуаций: обратиться к дяде Сэму.

«Нас критикуют за слишком слабое лидерство в Европе, а затем за слишком сильное», — сказал американский дипломат Ричард Холбрук в 1998 году, после того, как Вашингтон втянул своих нежелающих европейских союзников в попытки остановить кампанию «этнических чисток», развязанную югославским лидером Слободаном Милошевичем в Косово.

«Дело в том, что европейцы не будут иметь общей политики безопасности в обозримом будущем. Мы делали все возможное, чтобы удержать их в этом процессе. Но вы можете себе представить, как далеко я зашел бы с Милошевичем, если бы сказал: «Извините, господин президент, я вернусь через 24 часа после того, как поговорю с европейцами», – добавил Холбрук.

Рискованные дела

Не нужно смотреть дальше, чем Украина, чтобы доказать, что тезис Холбрука не менее актуален и сегодня. Хотя ЕС сделал все, что мог, предоставив десятки миллиардов евро финансовой, гуманитарной и военной помощи, этого недостаточно, чтобы помочь Украине сдержать россиян. Если бы не американская поддержка, войска РФ были бы размещены вдоль всего восточного фланга ЕС, от Балтийского до Черного моря.

Судьба Украины подчеркивает разрыв между геостратегическими стремлениями Европы и реальностью. Хотя Европа не ожидала полномасштабного вторжения России, она годами говорила о необходимости усиления своей обороноспособности.

«Мы должны сами бороться за наше будущее, как европейцы, за нашу судьбу», – заявила тогдашний канцлер Германии Ангела Меркель в 2017 году.

А потом ничего не произошло.

Реальность такова, что всегда будет легче опираться на Вашингтон, чем достичь европейского консенсуса по внешней политике и военному потенциалу.

Вот почему европейские дискуссии о безопасности больше напоминают фэнтези-футбол, чем реальную подготовку к рискам.

После того, как Байден решил отправить американский авианосец в восточное Средиземноморье в ответ на атаку ХАМАС на этой неделе, комиссар ЕС от Франции Тьерри Бретон заявил, что Европе следует подумать о разработке собственного авианосца. Даже в Брюсселе это заявление вызвало не больше комической реакции.

При всей риторике о необходимости для Европы играть большую глобальную роль, даже лидеры крупнейших членов ЕС, Франции и Германии, похоже, не относятся к этому серьезно.

Пока Байден в Белом доме обсуждал кризис в Израиле, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц были заняты переговорами в Гамбурге.

Договорившись удвоить усилия по сокращению бюрократических проволочек в ЕС, они вместе со своими партнерами отправились на морскую прогулку.

Лидеры отпраздновали свои успешные переговоры на пирсе с пивом и сэндвичами с рыбой. Даже вышло солнце. Но самое главное: ни у кого не зазвонил телефон.

Последние новости

Похожие новости