Выборы в Польше: улучшится ли что-то для Украины?

Парламентские выборы в Польше, сопровождавшиеся ожесточенной борьбой «Права и справедливости» (ПиС) с ультраправой «Конфедерацией свободы и независимости» и оппозиционной либеральной «Гражданской коалицией», закончились победой правящей партии. После обработки данных с 60,15% избирательных участков ПиС набрала 37,67% голосов избирателей, в то время как «Гражданская коалиция» — 28,43%, «Конфедерация» — 7,29%, коалиция «Третий путь» (куда входят центристское движение «Польша 2050» и правоцентристская Польская крестьянская партия) — 14,4%, а коалиция «Левые» — 8,34%.

Но победив и став первой в новейшей истории Польши политической силой, выигравшей три раза подряд выборы в Сейм, «Право и справедливость» проиграла.

Дело в том, что ПиС бросила все силы на то, чтобы получить возможность сформировать правительство самостоятельно, без создания коалиции с другими парламентскими партиями. Не получилось.

Если окончательные итоги выборов будут не слишком отличаться от результатов экзит-пола Ipsos, то ПиС получила 196 мест. И хотя действующий премьер Матеуш Моравецкий сообщил о готовности сформировать новое правительство — ведь формально-то ПиС выиграла выборы — Польшу, скорее всего, ожидает смена кабинета. «Польша победила, демократия победила. Мы отстранили их от власти. Год назад в это никто не верил», — заявил лидер «Гражданской коалиции», экс-премьер и бывший глава Европейского совета Дональд Туск, в свою очередь готовящийся возглавить правительство.

Хотя и существует ничтожно низкая вероятность того, что «Право и справедливость» может единолично сформировать правительство — как переманив депутатов из других партий, так и создав правительство меньшинства, — тем не менее сегодня наиболее вероятный сценарий создание коалиции. Только вопрос: кого и с кем. Для Киева ответ на этот вопрос определит тональность как украино-польских отношений на ближайший год, так и будущих переговоров о вступлении Украины в ЕС.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Дело в том, что в предвыборной кампании не последнее место занимал «украинский вопрос». Главным образом продажа на польском рынке украинского зерна. На фоне того, что «Конфедерация» набирала очки у избирателей критикуя правительство за чрезмерную поддержку Украины в ущерб польским фермерам, ПиС решила забрать голоса у «конфедератов» ценой ухудшения польско-украинских отношений. И это — одна из причин, по которым Варшава ввела запрет на поставки украинского зерна в Польшу. Вторая — украинские компании и в самом деле продавали зерно в Польше по демпинговым ценам.

Для Украины экспорт — вопрос выживания. В том числе и потому, что это деньги в украинский бюджет, необходимые для финансирования нашей армии. Но неудачная тактика Киева, ради защиты интересов торговцев зерном пошедшего на публичное обострение отношений с Варшавой, включая заявление Зеленского, сравнившего Польшу с Россией, и обращение с жалобой в ВТО, в предвыборной ситуации способствовала не снижению напряженности в двусторонних отношениях, а ее росту.

При этом проблемы в двусторонних отношениях не сводятся лишь к вопросу поставок украинской агропродукции в Польшу.

Во-первых, существуют нерешенные противоречия, связанные с политикой исторической памяти двух государств. И если для украинцев болезнен, в частности вопрос памятника воинам УПА на горе Монастырь, то для поляков — отсутствие со стороны украинской власти разрешения на эксгумацию всех жертв Волынской трагедии.

Во-вторых, поляков возмущает отказ Киева признать, что это украинская ракета, выпущенная украинским ПВО для отражения российской ракетной атаки в конце прошлого года, случайно залетела на территорию Польши и при падении убила двух поляков.

В-третьих, польский истеблишмент обижен, поскольку, по его мнению, украинцы не испытывают должной благодарности к полякам, а Киев ориентируется на Вашингтон и Лондон, Берлин и Париж, игнорируя при этом Варшаву.

Для Украины ситуация выглядит не слишком радужно еще и потому, что на фоне едва не начавшейся торговой войны и усиливающихся обид поляков на украинцев, в Польше уменьшается поддержка Украины со стороны населения. Это процесс объективный, но от того не менее болезненный для нас в ситуации, когда требуется максимальная поддержка. К тому же миграционный фактор, в том числе и украинский, был одним из дискуссионных вопросов нынешней парламентской кампании.

Поэтому, хотя выборы в Польше и прошли, проблемы в двусторонних отношениях не исчезли. Их решение во многом будет зависеть от состава будущей коалиции.

По результатам экзит-пола Ipsos, оппозиционные силы (помимо «Конфедерации») получили 249 мандатов, что позволяет создать коалиционное правительство: в сейме 460 депутатов. На сегодняшний день этот сценарий формирования коалиции выглядит наиболее реалистичным. Конечно, оформление союза с участием «Гражданской коалиции», «Третьего пути» и «Левых» — процесс долгий и жесткий. Но в случае создания подобной коалиции польско-украинские отношения, в последние полгода переживающие кризис, улучшились бы.

Впрочем, от такой коалиции Киеву не стоит ожидать смелых инициатив в ЕС и НАТО, которыми зарекомендовало себя правительство Моравецкого. Скорее, правительство во главе с «Гражданской коалицией» будет следовать в фарватере европейской политики. Не стоит также ожидать, что кардинально изменится и позиция польской власти в отношении поставок украинского зерна в Польшу: возможно, тональность и будет менее резкой, но правительство не пойдет против общественных настроений.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

В целом же, полагают эксперты, с которыми консультировалось ZN.UA, в случае создания коалиции с участием оппозиционных сил отношения Польши с ЕС улучшатся. При этом присутствие в Польше украинских беженцев Варшава и далее будет использовать в переговорах с Брюсселем как аргумент в пользу нецелесообразности механического перераспределения мигрантов. Что же касается внутренней политики, то следует ожидать пересмотра наиболее противоречивых решений, принятых во времена правления ПиС. В частности по судебной реформе и государственным СМИ.

Примечательно, что в Венгрии, у которой при правительстве Виктора Орбана тоже сложились непростые отношения с Брюсселем и союзнические отношения с Варшавой, испытывают обеспокоенность результатами парламентских выборов в Польше и фактическим проигрышем ПиС. «Победа оппозиции в Польше может нанести ущерб отношениям между двумя странами и поставить Венгрию в уязвимое положение в европейской политике», — заявил замглавы МИД Венгрии Левенте Мадьяр.

Если же оппозиционные силы не договорятся (а такой вариант исключать нельзя), то возможно, что «Право и справедливость» создаст коалицию с «Конфедерацией». Для Киева это не очень хороший вариант, поскольку означает ужесточение политики Варшавы в вопросах двусторонних отношении с Украиной: «Конфедерация» рассматривает возможность прекращения помощи нашей стране.

И даже если при самом нереалистичном сценарии ПиС самостоятельно сформирует правительство, то хотя «температура» двухсторонки и стабилизируется, возвращения к прежним теплым отношениям уже не будет: после последних публичных заявлений со стороны Украины у премьера и президента Польши появилось уже личное негативное отношение.

Какой бы ни была коалиция, уменьшение политической и военной помощи нашей стране пока выглядит маловероятным. Ведь благодаря активной позиции по поддержке Украины во время российско-украинской войны и противодействию России, Варшава нарастила свое влияние как в регионе Центральной и Восточной Европы, так и в международных организациях — ЕС и НАТО. Для Польши это означает укрепление ее субъектности на международной арене.

Поэтому Варшава, которая действует весьма меркантильно, при любой коалиции будет поддерживать Киев. И все же украинское руководство должно адаптироваться к новой ситуации и изменить свою политику в отношении Польши. Тем более что наша страна во многом зависит от западного соседа. В том числе и в сфере логистики: через польскую территорию в Украину поступают оружие и гуманитарная помощь со всего мира. Кроме того, в самой Польше живут сотни тысяч украинских беженцев.

К сожалению, в Польше все меньше действует аргумент, что Украина воюет, защищая, в том числе и поляков, и Европу, и демократические ценности. Агрессивная дипломатия Киева, приносившая плоды в первый год широкомасштабного вторжения России в Украину, уже не работает. В отношении не только Польши, но и других стран. Сегодня подобная тактика украинской власти контрпродуктивна, поскольку вызывает отторжение у наших партнеров.

Возможно, Киеву необходимо будет пойти на некие демонстративные шаги навстречу Варшаве. Ведь очень не хочется, чтобы Польша превратилась во вторую Венгрию. От этого не выиграют ни украинцы, ни поляки.

Последние новости

Похожие новости