Президент США Джо Байден заявил, что ХАМАС напал на Израиль частично для того, чтобы воспрепятствовать его усилиям по нормализации отношений страны с Саудовской Аравией. Об этом сообщает Bloomberg.
«Одна из причин, почему они действовали так, как действовали, почему ХАМАС напал на Израиль, в том, что они знали, что я собирался сесть за стол переговоров с Саудовской Аравией», — сказал Байден в пятницу, 20 октября, на мероприятии по сбору средств для предвыборной кампании в Вашингтоне.
По его словам, Саудовская Аравия хотела признать Израиль, и это фактически объединило бы Ближний Восток.
Израиль подписал дипломатические соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Суданом с 2020 года, но нормализация отношений с Саудовской Аравией, крупнейшей экономикой на Ближнем Востоке, стала бы прорывом для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Замечания Байдена появились через несколько дней после того, как лидер США совершил визит в Израиль для встречи с Нетаньяху. В пятницу, 21 октября, Байден подал в Конгресс законопроект о чрезвычайных затратах в размере 106 миллиардов долларов для усиления армий Израиля и Украины, включающий 61,4 миллиарда долларов на годовую помощь Украине и 14,3 миллиарда долларов на вооружение Израиля.
Пакет, вероятно, столкнется с противодействием в Конгрессе, где ультраконсерваторы сопротивляются дальнейшей поддержке Украины. А без спикера у Палаты представителей нет полномочий одобрить запрос на финансирование.
Во время президентства Байдена США и Саудовская Аравия работали над тем, чтобы королевство признало Израиль в обмен на американские гарантии безопасности. Публично представители администрации США пытались приуменьшить разговоры о прорыве в переговорах, но Байден был увлечен этой инициативой и в июле отправил в королевство советника по национальной безопасности Джейка Салливана.
Эти усилия сейчас находятся в подвешенном состоянии после смертоносной атаки ХАМАС 7 октября. Сообщалось, что Саудовская Аравия приостановила движение к нормализации отношений с Израилем. Однако, как пишут СМИ, речь идет только о паузе, а не о конце дипломатии.