Около 24% граждан Украины без страха смотрят на будущее нашего государства в составе Европейского Союза. В самой молодой возрастной группе таких людей 29,2%. Об этом свидетельствует опрос, проведенный по заказу ZN.UA социологической службой Центра Разумкова, результаты которого проанализировала редактор отдела международной политики Татьяна Силина в тексте “Почему украинцы хотят в ЕС и что их больше всего пугает?”.
У участников исследования спросили «Что вас больше всего пугает в будущем членстве Украины в ЕС?» и попросили выбрать не более трех ответов из нескольких предложенных. Около 68% респондентов назвали свои страхи, 8% не смогли определиться с вариантами или отказались от ответа.
Чаще всего опрошенные говорили, что их пугает рост цен на фоне вступления в Евросоюз. Такой вариант выбрала почти треть (32%). Меньше других эта проблема беспокоит молодых украинцев 18–29 лет — всего 24,2% респондентов. В других возрастных группах количество людей, выбравших такой ответ, примерно одинаковое и несколько превышает средний показатель, достигая максимума (34,8%) в возрастной группе 60+.
Вторым по частоте ответов стало опасение большей «утечки мозгов» из Украины после обретения членства в ЕС (24,1%). В рамках этого же исследования 21,8% опрошенных граждан назвали среди наибольших позитивов вступления в Союз увеличение возможностей для работы за границей
“Вероятный «диктат» Брюсселя и частичная утрата суверенитета Украины пугает 21,9% наших сограждан. Насколько это «страшно» в действительности, узнаем только вступив в ЕС. Британцев «диктат» Брюсселя раздражал до такой степени, что они в свое время вышли из Евросоюза громко хлопнув дверью. Теперь большинство из них об этом жалеют и называют Брекзит ошибкой, а 55% готовы проголосовать за возвращение в ЕС”, – говорится в тексте.
11,1% украинцев выбрали вариант «потеря национальной идентичности». Татьяна Силина считает, что «русский мир» настолько укрепил национальное самосознание украинцев, что теперь мало кого из них пугает вступление в Евросоюз в этом плане.
Опасения относительно необходимости принимать мигрантов из других государств в случае конфликта и «миграционного кризиса» есть у 18,3% респондентов.
«Многовато как для народа, более шести миллионов представителей которого и сегодня в качестве беженцев находятся за границей (а ведь сразу после начала широкомасштабного вторжения России украинцев, принятых другими государствами, было значительно больше). И многовато как для страны, переживающей демографическую катастрофу и испытывающей острый дефицит трудового ресурса», – отметила автор текста.
Среди страхов 13,7% участников опроса необходимость толерантного отношения к ЛГБТ-сообществу, что в целом является невысоким показателем. В то же время, журналист обратила внимание на малый отрыв в числе ответов представителей молодежи и возрастной группы 60+.
“Неприятно удивило то, что при максимальном показателе 14,9% — в самой старшей возрастной группе (что было вполне ожидаемо), почти такие же цифры выдала молодежь 18–29 лет — 14,3%, оказавшись в своих предрассудках и фобиях в отношении представителей ЛГБТ на втором месте после тех «кому за 60». Ради справедливости упомянем, что в своем отчете Еврокомиссия отметила резкое сокращение в Украине «количества зарегистрированных случаев дискриминации против меньшинств, в том числе против представителей ЛГБТИК и национальных меньшинств, а также актов антисемитизма»”, – подытожила Татьяна Силина.
В рамках исследования ZN.UA, проведенного в сотрудничестве с Центром Разумкова, также выяснилось, что граждане Украины, несмотря на войну, достаточно оптимистично настроены относительно того, сколько времени понадобится для вступления нашего государства в Европейский Союз. Суммарно 60,5% участников считают, что это может произойти быстрее, чем через десять лет.