Вторжение России в Украину произошло не так, как надеялся российский президент Владимир Путин, но оно оказалось немыслимым благом для его коллеги, авторитарного лидера в соседнем Азербайджане. Президент Ильхам Алиев никогда не был столь политически защищенным, как сегодня, когда в пятый раз заявил о баллотировании на пост президента.
Алиев выиграл от российского вторжения на многих фронтах. В июле 2022 года он подписал соглашение с Европейским Союзом о удвоении экспорта природного газа в Европу, поскольку он искал новые источники энергии после прекращения импорта из России. Для этого необходимо построить новую инфраструктуру, но рост продаж и цен вместе увеличил доходы нефтегазового сектора Азербайджана с 19,5 миллиарда долларов в 2021 году до 35 миллиардов долларов в 2022 году. На эти ископаемые виды топлива приходится более 92% экспорта страны и более половины государственного бюджета, отмечает колумнист Bloomberg Марк Чемпион, освещающий события в Европе, России и на Ближнем Востоке.
Россия, традиционный поставщик безопасности для заклятого соперника Азербайджана – Армении, также дала Алиеву возможность захватить контролируемый этническими армянами Нагорный Карабах, прекратив 30-летнюю войну и унижение именно такой короткой и славной военной победой, которой Путин стремился достичь в Украине. Массовое бегство армянского населения решило карабахский вопрос навсегда и удовлетворило общественное стремление к реваншу. Ликующий Алиев назначил досрочные выборы на следующий год, чтобы воспользоваться патриотической эйфорией и подготовить сцену для своего третьего десятилетия у власти.
Алиев нужен всем. ЕС не только стремится к его энергии, но и отдает себе отчет, что Азербайджан контролирует единственный жизнеспособный путь для Евросоюза к ресурсам и энергетическим рынкам Центральной Азии в обход России и Ирана, которые сейчас враждебно настроены и находятся под санкциями. США также видят, что геополитическая ценность Азербайджана растет тем сильнее, чем хуже становятся отношения Вашингтона с Москвой и Тегераном.
Когда Москва поддерживала ожесточенного соперника Азербайджана — Армению, но эти отношения отошли на второй план. Путину нужно сотрудничество Азербайджана, поскольку европейские санкции заставляют его смещать торговые и энергетические маршруты к востоку.
Иран, политически близкий к Армении, также ухаживает за Баку. В октябре Тегеран предложил разместить у себя транзитный коридор, который бы соединил Азербайджан с Нахичевани, провинцией, отделенной от остальной страны частью Армении. Улучшение сотрудничества стало более важным для Ирана после того, как в начале мая он договорился с Москвой о строительстве многомиллиардного железнодорожного сообщения через Азербайджан, являющегося частью так называемого транспортного коридора «Север-Юг» из России, поскольку Кремль ищет новые неевропейские рынки сбыта.
Дела для Алиева идут вверх. Азербайджан только что завоевал право на проведение следующего глобального саммита по вопросам изменения климата, COP29. Препятствия для его заявки развеялись, как фантомы в тумане, в последние недели, даже несмотря на то, что плохая репутация Азербайджана в области прав человека и статус еще одной страны, добывающей ископаемое топливо, могут выглядеть как препятствия. Протокол требовал проведения климатического саммита в одной из стран Восточной Европы, и этот список резко сократился, как только Путин дал понять, что наложит вето на любую заявку от правительства, поддерживающего военные действия в Украине. В гонке остались лишь Армения, Азербайджан и Болгария, причем Армения выбыла 7 декабря в рамках соглашения, в котором обе стороны согласились обменяться пленными. Днем позже Болгария, потенциальный бенефициар новых транзитных потоков газа между Азербайджаном и Европой, также вышла из гонки.
Весь этот успех и уверенность должны создать возможность для Алиева ослабить контроль над обществом, которое находится под растущими репрессиями с тех пор, как его отец Гейдар Алиев, шеф КГБ коммунистической эпохи и партийный лидер Азербайджана победил на президентских выборах в 1993 году. В последнем отчете Freedom House 10-миллионная кавказская страна классифицируется как «консолидированная автократия» и клептократия, получающая самый низкий балл из 7 по уровню демократии.
Вместо того, чтобы изменить эту тенденцию, правительство в прошлом году ввело закон, требующий от СМИ регистрироваться в государстве, и немедленно отказал в лицензии тем, кто ему не понравился. Список политических заключенных, который ведут две азербайджанские некоммерческие организации – Институт мира и демократии и Центр мониторинга политических заключенных – по состоянию на 1 декабря насчитывал 254 человека, что на 19 человек больше, чем в октябре, включая журналистов, расследующих коррупцию. режима, и на 99 человек больше, чем годом ранее.
Сила Алиева в конечном счете заключается в ценности Азербайджана для европейских энергетических рынков. Его страна не заинтересована в том, чтобы остаться наедине со своими гораздо более крупными соседями – Россией и Ираном – в долгосрочной перспективе, особенно если Путин переломит ситуацию в Украине. И Алиев хорошо понимает, что ему нужно отучить экономику от излишней зависимости от энергоносителей, чтобы повысить уровень жизни и перспективы долгосрочного роста.
Напомним, 10 декабря между Болгарией и Сербией открыли газопровод, который может обеспечить сербскую потребность в газе на 60% – за счет поставок из Азербайджана. Алиев на открытии заявил, что не отказывается от цели удвоить поставки газа в Европу (до 20 млрд кубометров) – несмотря на колебания стран ЕС и отсутствие долгосрочных контрактов.