Член Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Руслан Мельник заявил, что в вынесении решений в отношении судей, которые Комиссия принимает при оценке, важны закон и критерии, которых члены ВККС достигли вместе с Общественным советом добропорядочности (ОСД), а не эмоциональные оценки. Об этом он сказал в ответ на вопрос корреспондента ZN.UA Татьяны Безрук во время пресс-конференции членов Высшей квалификационной комиссии судей о начале открытого конкурса на замещение 550 вакантных должностей судей апелляционной инстанции.
Вопрос был также, должно ли общество простить так называемых судей Майдана, и насколько это важно делать, если они 10 лет назад принимали решения о запрете протестов и по-разному трактовали статью Конституции о праве на мирные собрания? Ибо как и тогда, так и сейчас закона о протестах в Украине нет, и разные эксперты по-разному относятся к его необходимости, но Венецианская комиссия ждет принятия такого документа.
“Хотя контекст действительно важен. И мы все это учитываем при принятии наших решений. Но ни у кого не должно сложиться впечатление, что наши решения уже заранее будут прогнозируемыми, если мы будем использовать такие термины, как «судья Майдана». Наверное, это было бы несправедливо по отношению к тем судьям, если бы мы не входя в процедуру оценки, уже заранее решали бы неправомерность или правомерность их действий. Поэтому мы действуем исключительно тем способом, который определен законом”, — добавил Мельник.
30 ноября состоялось собеседование с судьей харьковского суда Еленой Изовитовой-Ваким. По результатам проверки Общественного совета добропорядочности (орган, в состав которого входят общественные активисты, адвокаты и журналисты, и который проверяет информацию о судьях, которые будут проходить квалификационную оценку, дают оценку действиям того или иного судьи, и представляют эту информацию членам ВККС. ОСД не оценивает судей непосредственно и не выносит решений, как это делает Комиссия. Ее функция совещательная — ред.), судью должны уволить, ведь она, как указывает ОСД, “бессрочно и неограниченно запрещала мирные собрания в 2013 году во время Евромайдана в Харькове, нарушая процессуальный закон и практику ЕСПЧ”. Сама судья во время заседания заявила, что если бы знала, к каким результатам приведет ее решение, то не выносила бы его.
Коллега Руслана Мельника – Сергей Чумак добавил: “Многие, как та судья (Изовитова-Ваким – ред.), о которой вы сказали, признают свои ошибки и просят Комиссию поверить, что это было либо ошибочно, либо они пересмотрели свои позиции, сейчас они бы поступили иначе. Перед членами Комиссии, которые проводят это собеседование, решают этот вопрос, стоит очень трудная задача. Правду ли говорит человек? Или просто он говорит то, что хочет услышать Комиссия. Мы не психологи, у каждого из нас минимум 15 лет работы в сфере права. Каждое решение судьбоносное и для судьи, и для Комиссии. Потому что мы переживаем за каждый вывод ОСД, за каждого судью, и за каждого судью, которого мы признаем не соответствующим занимаемой должности. Это дается очень тяжело, но мы тоже учимся”.
С 13 ноября в Украине возобновились квалификационные оценки судей на соответствие занимаемой должности. Такую оценку должны пройти 1884 судьи местных и апелляционных судов со всей страны.