Лидер боснийских сербов-сепаратистов Милорад Додикпообещал продолжать ослаблять свою пострадавшую от войны страну до такого состояния, когда она развалится на части, сообщает Associated Press.
«Я не иррационален, я знаю, что ответом Америки будет применение силы… но у меня нет причин бояться этого в жертву (сербскими) национальными интересами», — сказал президент управляемой сербами части Боснии.
Он заявил, что любая попытка использовать международное вмешательство для дальнейшего укрепления совместных многоэтнических институтов Боснии встретится решением боснийских сербов полностью отказаться от них и вернуть страну в состояние разобщенности и дисфункции, в котором она находилась в конце своего жестокого межэтнического конфликта в 1990-х годах.
Поскольку западные демократии не согласятся с этим, добавил он, «на следующем этапе мы будем вынуждены из-за их реакции объявить полную независимость» контролируемых сербами регионов Боснии.
Боснийская война началась в 1992 году, когда поддерживаемые Белградом боснийские сербы попытались создать «этнически чистый» регион с целью присоединения к соседней Сербии путем убийства и изгнания из страны хорватов и боснийцев, преимущественно мусульман. Более ста тысяч человек были убиты, а более двух миллионов или более половины населения страны были изгнаны из своих домов до достижения мирного соглашения в Дейтоне, штат Огайо, в конце 1995 года.
Соглашение разделило Боснию на два образования – Сербскую Республику под управлением сербов и Боснийско-Хорватскую Федерацию – которые получили широкую автономию, но остались связанными некоторыми общими многоэтническими институтами. Также был учрежден Офис Верховного представителя — международный орган, которому поручено следить за исполнением мирного соглашения, получившего широкие полномочия вводить законы или увольнять чиновников, нарушавших хрупкий послевоенный этнический баланс, включая судей, государственных служащих и членов парламента.
В течение многих лет ОВП оказывал давление на противоречивых этнических лидеров Боснии, чтобы они построили совместные общегосударственные институты, включая армию, разведку и службы безопасности, высшую судебную систему и налоговую администрацию. Однако необходимо дальнейшее укрепление существующих институтов и создание новых, если Босния хочет достичь своей декларируемой цели присоединения к Европейскому Союзу.
Додика не смутило заявление Джеймса О’Брайена, помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам, опубликованное днем ранее в X, ранее известном как Twitter, о том, что Вашингтон будет действовать, если кто-то попытается изменить «основной элемент» мирного соглашения 1995 года для Боснии, и что «не существует права на отделение».
«Среди сербов одна вещь очевидна и определена, а именно растущее осознание того, что впереди нас годы и десятилетия — это годы и десятилетия сербского национального объединения», — сказал Додик.
«Брюссель использует обещание вступления в ЕС как инструмент для унитаризации Боснии», — подчеркнул твердо пророссийский Додик, добавив: «В принципе, наша политика все еще состоит в том, что мы хотим присоединиться (к ЕС), но мы больше не рассматриваем это как нашу единственную альтернативу».
По его словам, ЕС «доказал свою способность работать против собственных интересов», пойдя против Москвы в войне против Украины.
Додик, больше десяти лет призывающий к отделению сербской территории от остальной Боснии, столкнулся с санкциями Великобритании и США за свою политику, но получил поддержку России.
Распространены опасения, что Россия пытается дестабилизировать Боснию и остальной регион, чтобы по крайней мере немного отвлечь мир от своей войны в Украине.
«Нравится это США и Великобритании или нет, мы превратим административную границу между (двумя) субъектами в нашу национальную границу», — объявил Додик.
Напомним, в соседней Сербии продолжаются протесты против фальсификации выборов.