FT: Мобилизация стала токсичной темой для высшего руководства Украины

Готовясь к третьему году полномасштабной войны против российских захватчиков, Украине нужно значительно большее количество войск. Но учитывая риск общественного резонанса, задача призыва в ряды ВСУ стала в Киеве чем-то вроде «горячей картошки», которую политические лидеры и высшее военное командование перебрасывают друг другу.

«Ни одна из сторон, похоже, не желает брать на себя полную ответственность за призыв сотен тысяч украинцев, которые, возможно, не желают участвовать в мрачной, изнурительной войне», — пишет Financial Times.

Борьба началась 19 декабря, когда президент Владимир Зеленский заявил на своей пресс-конференции, что военное командование просит призвать в армию еще 450-500 тысяч человек.

«Его заявление было необычным по двум причинам. Во-первых, он назвал цифру. С момента вторжения России в феврале 2022 года Украина держала в тайне количество людей, которых она набрала добровольно или принудительно, равно как и количество потерь», – отмечает британское издание.

Во-вторых, Зеленский подчеркнул, что это был запрос от высшего командования, который он еще не удовлетворил. Прежде чем удовлетворить его, он хотел получить от военных подробный план, зачем нужно столько новобранцев и что это будет означать с точки зрения ротации войск на фронте.

«Мне нужна конкретика. Это очень серьезная цифра», – сказал Зеленский.

Украинским мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено уезжать из страны, и они должны зарегистрироваться в ТЦК для возможного призыва. Однако, согласно действующим правилам, в армию могут быть призваны только мужчины, которым исполнилось 27 лет. В декабре был опубликован законопроект о понижении этого возраста до 25 лет. Однако партия Зеленского «Слуга народа», похоже, не желает брать на себя ответственность за этот законопроект. Ее депутаты получили указание не комментировать его, а переадресовывать вопросы журналистов к военному командованию.

На следующий день после публикации закона о мобилизации главнокомандующий Вооруженными силами генерал Валерий Залужный выступил в его защиту, дав первое телевизионное интервью с февраля 2022 года. До этого времени Залужный в большинстве своем оставался без внимания СМИ, за несколькими исключениями. В частности, в ноябре он дал интервью журналу The Economist, в котором описал ситуацию на фронте как «патовую». Это очень не понравилось украинскому президенту.

Защищая призыв, Залужный сказал, что армии нужно больше людей, и его привлекли к разработке нового законодательства, но подчеркнул, что он не несет ответственности за все детали. Отвечая на вопрос о цифре 450-500 тысяч новобранцев, названную Зеленским, генерал сказал, что он «не делал ни одного запроса на какие-либо цифры». Он добавил, что раскрытие любых цифр было бы равнозначно разглашению военной тайны.

Он также отмежевал Вооруженные силы от положений законопроекта о распространении призыва на проживающих за рубежом украинцев и введения более жестких санкций против уклоняющихся от призыва. По его словам, эти вопросы должны быть решены парламентариями.

«Мы – армия, и мы должны воевать, а не вмешиваться в жизнь гражданских», – сказал он.

По словам Марии Золкиной из киевского аналитического центра «Демократические инициативы», появление Залужного для объяснения мобилизации было необходимым, поскольку «политическая власть Украины пыталась дистанцироваться от этого шага и переложить ответственность на военное руководство». Обвинять армию в потенциально непопулярном шаге было «деструктивно и неправильно», – написала Золкина на X.

«Массовый призыв на войну на истощение всегда будет трудным делом. Даже такой автократ, как Владимир Путин, месяцами избегал от начала массовой мобилизации, пока неудачи на поле боя не заставили его сделать это осенью 2022 года. Готовность Зеленского разделить со своим высшим командованием бремя ответственности за новую волну мобилизации свидетельствует о том, что 2024 год будет сложнее как в тылу, так и на передовой», – пишет Financial Times.

Последние новости

Похожие новости