В законодательстве осталась норма, которая позволит закрывать объединенные крупные коррупционные дела – глава ВАКС

В принятом Верховной Радой законопроекте об усилении самостоятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры осталась в силе норма, позволяющая закрыть уголовное производство по истечении срока досудебного расследования, через известные «поправки Лозового», заявила в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой «ВАКС не создан для того, чтобы спасать дела стороны обвинения. Ответственность – на законодателе» глава Высшего антикоррупционного суда Вера Михайленко.

Описывая положительные моменты проголосованного законопроекта, она отметила, что скорректировано три момента:

  • из исчисления сроков досудебного расследования исключены сроки для уведомления о подозрении. То есть сроки теперь будут исчисляться только после уведомления о подозрении. «Таким образом, мы возвращаемся на начальные позиции, которые были в УПК к поправкам», — указала глава ВАКС.
  • исключена возможность закрытия уголовного производства следователем судьей по заявлению лиц, права и интересы которых нарушаются. Судья отметила, что такая практика была не частой, но она была возможной, поэтому и этот риск устранен.
  • четко сформулировано, что уголовное производство закрывает суд, если после уведомления лица о подозрении истек срок досудебного расследования, кроме случая сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья человека.

«Но осталась норма на основании которой суд может закрыть уголовное производство. И проблемные вопросы в «старых» уголовных производствах, о которых мы говорим, по моему мнению, этим законом не решаются. И я не знаю, насколько суды смогут с ними справиться», – сказала судья.

Михайленко отметила, что это проблема не только Антикоррупционного суда, но и для судебной системы в целом. То есть по производствам, зарегистрированным после 15.03.2018 года, сроки досудебного расследования должен продлевать следственный судья, а не прокурор, а вот для объединенных дел осталась лазейка неопределенности.

«По объединенным в определенный период производствам высказалась Объединенная палата Верховного суда. Однако думаю, что это не последняя позиция Верховного суда по этому поводу. Ведь невозможно в одном решении спрогнозировать все обстоятельства, в которых срок досудебного расследования продлевался прокурором или не продлевался следователем судьей», — считает глава антикоррупционного суда.

Судья отметила, что вопрос закрытия уголовных производств из-за «поправок Лозового» длительное время вызывает бурную дискуссию в том числе и в судейской среде.

«Но всем, кто участвует в этой дискуссии, важно понимать базовую вещь: законодательство – это система норм и процедур, а не отдельные поправки. В правовом демократическом государстве закон должен быть качественным. А при наличии в нем пробелов или неоднозначного понимания есть два пути – законодательный, когда законодатель сам «исправляет» положения закона, или судебный, когда высший судебный орган задает стандарты применения законов, по которым должны действовать суды – общие и специализированные. Но оба эти пути длинные и сложные. Причем суд решает определенное дело, а не разрешает патовые ситуации, возникшие вследствие некачественного закона», — указала глава ВАКС.

Она отметила, что в общем контексте вопроса о сроках досудебного расследования судебная система находится «внутри долгой истории, касающейся не только ВАКС, но и всей системы уголовной юстиции».

На уточнение журналистки, решит ли вопрос зарегистрированный в парламенте главой фракции «Слуги народа» Давидом Арахамией законопроект №10100, предусматривающий отмену всех «поправок Лозового», Михайленко ответила, что нет.

«Даже если парламент одним законом отменит поправки Лозового, мы все равно столкнемся с другой проблемой. В какое бы состояние не перешли вопросы продления сроков досудебного расследования и возможность закрыть уголовное производство, проблема уголовных производств с датой начала до 16.03.2018 не исчезнет», — указала она.

В частности, судья пояснила, что существует действие уголовного процессуального закона во времени, когда неоднократно изменяются уже измененные нормы со специальными оговорками или без них.

«Если законодатель отдельно, комплексно с соблюдением правил нормопроектировочной техники не отнесется к распространению новых норм на правоотношения, которые существовали до нового закона, проблема не исчезнет, а получит новую форму. Поэтому я акцентирую внимание на качестве закона и ответственности законодателя при создании однозначных и понятных процедур как ключевых инструментов правосудия», – прокомментировала Михайленко законодательную инициативу Арахамии.

Напомним, что на итоговой пресс-конференции президент Владимир Зеленский, отвечая на вопрос редактора отдела политики ZN.UA Инны Ведерниковой почему парламентское большинство, которое составляет партия президента, ничего не сделало для отмены «поправок Лозового» как того требовали международные партнеры, более того отмену этих норм заблокировал именно представитель «Слуги народа», глава правоохранительного комитета Сергей Ионушас, заявил, что «тема исчерпана» и «все соответствующие законы, которые мы должны были проголосовать, были проголосованы».

В частности петиция об отмене «правок Лозового» в адрес президента, который еще 14 декабря за час набрал необходимые 25 000 подписей, до сих пор остается без ответа главы государства.

В то же время, продолжение существования в правовом поле «поправок Лозового» ставит под угрозу закрытие почти тысячу уголовных дел против топ-коррупционеров.

Последние новости

Похожие новости