За все преступления главный палач «Изоляции» получил 15 лет, а не пожизненное: Матвийчук указала на недостатки законодательства

Шевченковский районный суд Киева 3 января объявил приговор бывшему управляющему пыточной «Изоляция» Денису Куликовскому («Палычу»), который действовал во временно оккупированном россиянами Донецке. У главы правозащитной организации «Центр гражданских свобод», получившей Нобелевскую премию мира в 2022 году, Александры Матвийчук противоречивые впечатления относительно судебного решения, о чем она написала в Facebook.

“С одной стороны, приговор суда утверждает идею, что те, кто пытали, насиловали и убивали людей в плену, будут наказаны. С другой стороны, за все содеянное Палыч должен был получить пожизненное, но будет сидеть 15 лет, из которых еще вычислят время пребывания в следственном изоляторе”, — отметила она.

Матвийчук напомнила, что Куликовский работал комендантом подпольной тюрьмы в помещении завода на территории вражеской военной базы. Пленные там, в частности, режут металл, варят решетки и моют военную технику. По свидетельствам находившихся там, заложников постоянно бьют, насилуют, пытают электрическим током, подвергают удушению и другим формам пыток. В частности, были рассказы, как людей забивали ногами под нары и заставляли лаять, как собаки.

Как написала правозащитница, главного палача «Изоляции» должны были судить по обвинениям в совершении различных военных преступлений, в том числе умышленного убийства, пыток, бесчеловечного обращения, умышленного причинения сильных страданий или серьезных телесных повреждений, изнасилования. Ведь, по словам освобожденных из застенки пленных, Куликовский делал это все лично или руками подчиненных в течение 2014-2018 годов.

Глава «Центра гражданских свобод» назвала две причины, почему в результате государственное обвинение запросило только 15 лет заключения для «Палыча».

“Во-первых, в предъявленном Куликовском обвинении только статья 438 УКУ свидетельствует, что он совершал военные преступления, не имеющие срока давности. Остальные три статьи общеуголовные, по одной из них, о торговле людьми, суд Палыча вообще оправдал”, — рассказала Матвийчук.

Она подчеркнула, что в Уголовном Кодексе до сих пор не закреплен четкий перечень военных преступлений и ответственность за преступления против человечности. Для этого есть только 438 статья «Нарушение законов и обычаев войны». Соответственно, возникают проблемы с квалификацией правонарушений.

«Во-вторых, санкция ч.1 ст. 438 о нарушении законов и обычаев войны предусматривает до 12 лет. Пожизненное лишение свободы возможно по ч.2 ст. 438, но еще нужно доказать, что Палыч совершал деяния, соединенные с умышленным убийством. У меня не было доступа к материалам дела, сами судебные заседания над Палычем были закрытыми, поэтому мне сложно оценить качество проведенного расследования. Я могу только предположить, что расследование не смогло доказать причастность Палыча к убийствам, которые происходили в Изоляции, и поэтому не квалифицировало его действия по ч. 2 статьи 438, которая предусматривала пожизненное», — добавила правозащитница.

Эффективность следователей, по ее мнению, могут оценить работавшие по делу адвокаты. Но Матвийчук считает абсурдным, что самым тяжким преступлением Куликовского признали не военные преступления, в частности, пытки и изнасилования пленных, а создание террористической группы. Поскольку 15 лет предусмотрены именно соответствующей ч. 1 ст. 258-3 УК.

В то же время адвокаты потерпевших не могут подать апелляцию, потому что суд полностью удовлетворил требование обвинения. Апелляцию может подать сторона защиты Куликовского, но чтобы смягчить ему приговор.

“Однако возможность изменить эту ситуацию существует. Адвокаты говорят, что нужно искать новых потерпевших, регистрировать уголовные производства и уделять особое внимание расследованию причастности Палыча к убийствам пленных. Ну и, наконец, внести изменения в Уголовный Кодекс — закрепить четкий перечень военных преступлений, установить ответственность за преступления против человечности и предоставить правовые инструменты органам следствия для надлежащего преследования военных преступников, чтобы таких ситуаций больше не возникало. 10 лет войны, как-никак, уже прошло, пора”, — подытожила Матвийчук.

В сентябре 2023 года сообщалось, что сотрудники Национальной полиции обнаружили на территории Украины 80 застенок и мест несвободы, созданных российскими военными во время оккупации. Как писал после этого Центр национального сопротивления, захватчики обустраивают новые пыточные на временно оккупированных территориях нашего государства.

Последние новости

Похожие новости