От Тайваня и России до Южной Африки и США — более чем в 70 странах мира в 2024 году состоятся выборы, в которых примет участие около половины взрослого населения планеты. Однако «парадокс» большого сезона голосований этого года состоит в том, что он пришелся на разгар «демократической рецессии» — почти двадцатилетнего отступления от политических свобод, пишет FT
Такой парадокс отражает тот факт, что демократия — это больше, чем просто голосование. Открытые, конкурентные выборы, позволяющие гражданам выбирать тех, кто будет руководить страной, являются важным условием свободного общества. Но не единственным условием. Уважение прав человека, верховенство права и система сдерживаний и противовесов, включая сильные институты и независимые СМИ, также необходимы. По этим показателям свобода отступает или находится в состоянии обороны в большей части мира, хотя и не везде. Демократам нельзя отчаиваться.
Организация Freedom House обнаружила, что глобальная свобода сократилась в 2022 году 17-й год подряд. Однако разрыв между количеством стран, в которых зафиксировали снижение уровня политических и гражданских свобод, и достигшими улучшения, был самым узким за весь этот период. В около 35 странах, от Буркина-Фасо и Туниса до Никарагуа и России ситуация ухудшилась. Но 34 достигли прогресса, включая Лесото, Малайзию, Филиппины и Колумбию.
В 2024 году некоторые выборы подтвердят жизнеспособность демократии. Президентские и парламентские выборы на Тайване в этом месяце станут резким противовесом однопартийной системе Китая. В Южной Африке руководящий Африканский национальный конгресс, вероятно, не сможет обеспечить себе большинство впервые со времен падения апартеида в 1994 году.
В противоположность этому президентские выборы в России в марте в значительной степени будут перформативными и откроют главе Кремля Владимиру Путину еще один шестилетний срок, потенциально позволив ему править дольше Иосифа Сталина. В Иране в марте также состоятся парламентские выборы, но режим уже дисквалифицировал более четверти кандидатов, подавших заявки на участие.
Всеобщие выборы в Индии в апреле продемонстрируют, что конкурентная избирательная политика не является достаточной гарантией свободы. Премьер-министр Нарендра Моди и его руководящая партия «Бхаратия Джаната» ограничили свободу слова и разожгли напряженность в отношениях с мусульманским меньшинством в стране.
Во многих государствах с развитой экономикой также под угрозой оказались границы демократии — от обещающих упрощенные или иллюзорные решения популистов до недовольства избирателей такими вопросами, как иммиграция и неравенство. Некоторые популистские лидеры, особенно правого направления, после избрания часто прибегают к подрыву демократических институтов для удержания власти, заявляя о том, что они являются «настоящим голосом народа».
Вырисовывается перспектива того, что американцы могут переизбрать президентом человека, обвиняемого прокурорами США в попытке отменить результаты выборов 2020 года. Возвращение Дональда Трампа в Белый дом было бы опасно для демократии в США и, учитывая глобальную роль Америки, во всем мире.
В ЕС ультраправые и выступающие против истеблишмента партии могут одержать победу на выборах в Европарламент в июне, хотя опросы общественного мнения свидетельствуют, что двумя крупнейшими группами останутся ведущие правоцентристские и левоцентристские партии. В Австрии лидером выборов этого года может стать крайняя права «партия свободы». Партия с подобным обманчивым названием получила большинство голосов на выборах в Нидерландах в ноябре прошлого года.
Однако, как пишет издание, «движение не всегда одностороннее». В Польше либеральная коалиция во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском вернула власть от нелиберальной партии «Право и справедливость». В 2024 году демократам во многих других странах придется сделать все возможное, чтобы сохранить гражданские институты и защитные механизмы, чтобы либеральная демократия снова начала укреплять свои позиции.
В прошлом году выборы повлекли за собой несколько глубоких потрясений для мировой стабильности — но не было ничего подобного тому, что мы можем ожидать в 2024 году. CNN ранее рассказывал, почему выборы 2024 года могут шокировать мир.