Как уменьшить последствия войны для культурного наследия: могут помочь ВСУ

В очередное морозное утро члены рабочей группы сил ТрО ВСУ по выполнению норм международного гуманитарного права выполняли задачу по документированию последствий агрессии в прифронтовой зоне. В этот раз — на территориях Харьковщины, только что освобожденных из-под оккупации. Переезжая из одной точки в другую, мы смотрели на остатки того, что раньше было селом. Вместо домов с хозяйствами по бокам дороги — лишь руины и остатки разрушенной техники. Согласно плану командировки, мы, в частности, должны были исследовать церковь в поселке Комишуватое — памятник архитектуры ХІХ века.

Члены рабочей группы Сил ТрО в командировке в Камышеватом

Члены рабочей группы Сил ТрО в командировке в Камышеватом

Фото рабочей группы Сил ТрО

За время существования рабочей группы мы видели сотни уничтоженных и поврежденных войной объектов культуры. И каждый раз это вызывает эмоции. Вот и здесь, в Комишуватом, это случилось опять. Церковь не только подверглась разрушениям. Впритык к ее фундаменту российские военные вырыли котлован — укрытие для танка, а судя по остаткам вещей и медсредств, организовывали в ней нечто вроде госпиталя. На освобожденных территориях такие находки не редкость.

Начиная с 2014 года, а особенно с момента полномасштабного вторжения, российская власть похитила, уничтожила и повредила тысячи культурных объектов на территории Украины. Мы понимаем, что это не спорадические действия, — их надо рассматривать как часть схемы многолетней политики. Преступления против украинской культуры начались не в 2022-м или даже 2014 году, а много веков назад. Начавшись в Российской империи, они продолжились во время оккупации Украины в советский период — тогда культура понесла наибольшие потери.

Мы четко понимаем, что преступления, совершенные после полномасштабного вторжения, лишь маленькая частица пазла уничтожения украинской культуры, которое продолжается со времен Российской империи и является неотъемлемой составляющей российской политики, направленной на уничтожение украинцев как нации.

Политическая и военная верхушка страны-агрессора неоднократно заявляла, что «денацификация» является их стратегической целью в этой фазе войны. Соответственно Главнокомандующий и органы управления Генерального штаба Украины должны рассматривать вопрос защиты национальных культурных ценностей и культурного наследия как стратегическую задачу Сил обороны.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Украина, как и другие государства ⸺ подписанты Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, обязана подготовить или создать в своих Вооруженных силах специальные подразделения (службы) или специальный персонал, задачей которых будет обеспечить уважение к культурным ценностям и сотрудничество с гражданскими органами власти, ответственными за их охрану. Ведь защита культурных ценностей, согласно Конвенции, как раз и включает охрану и уважение к этим ценностям.

По данным Министерства культуры и информационной политики Украины, вследствие полномасштабной российской агрессии за период с 24 февраля 2022 года по 25 сентября 2023 года были разрушены или повреждены как минимум 863 памятника, 119 из них — национального значения, 674 — местного. Но этот официальный перечень не включает архивы, музеи, библиотеки, другие объекты, определенные международным правом как культурные ценности. Очевидно, что количество пострадавших объектов значительно больше.

Но если в местах, куда имеют свободный доступ компетентные органы, алгоритм действий по защите более или менее понятен, то что же делать в так называемых зонах ответственности военных?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно обратиться к опыту других стран, где защита культурного наследия является одной из задач вооруженных сил и реализована во многих государствах.

Подразделение охраны культурных ценностей Вооруженных сил Великобритании — отдельное подразделение в составе Сил резерва, созданное в 2017 году, после официальной ратификации британским правительством Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Его задача — консультирование военного командования по вопросам охраны произведений искусства и объектов культурного наследия в зонах боевых действий. Также личный состав подразделения в случае необходимости непосредственно участвует в расследовании случаев расхищения культурных ценностей в районе ведения боевых действий и подготовке специалистов по защите культурных ценностей государств-партнеров.

В Вооруженных силах США охрана культурных ценностей относится к компетенции Командования гражданских дел и информационно-психологических операций Сухопутных войск США. Военную службу в указанном органе военного управления проходят преимущественно представители Резерва Вооруженных сил США, что позволяет привлекать специалистов широкого спектра к выполнению задач гражданских отношений, поскольку личный состав объединяет военную службу с гражданской специальностью.

Выполнение задач по охране и защите культурных ценностей осуществляется во время как боевых действий, так и мероприятий «переходного правления», что предусматривает действия военного командования Вооруженных сил США для обеспечения контроля и непрерывности выполнения правительственных функций в районе ответственности.

Вместе с тем защита культурных ценностей в концепции государств ⸺ членов НАТО, в частности США и Великобритании, тесно связана с общепринятой концепцией защиты населения во время проведения военных, стабилизационных, гуманитарных операций, а также является важным компонентом в вопросах развития мира и безопасности.

Вернемся к нашим реалиям. Учитывая то, что мы пребываем в состоянии войны на наших территориях, они существенно отличаются от партнерских. Поэтому есть безотлагательная необходимость разработать и внедрить именно украинскую модель защиты культурных ценностей в условиях вооруженного конфликта. Вместе с тем важно понимать, что для Вооруженных сил это сейчас сопутствующая задача.

Учитывая масштабы разрушений и продолжительность конфликта, для привлечения и деятельности Вооруженных сил Украины в случае разрушения или повреждения объектов культурного наследия и культурных ценностей в районах ведения боевых действий представляется целесообразным создать отдельное подразделение (на уровне роты, батальона) для защиты культурного наследия и культурных ценностей. Но это долгий процесс. Поэтому рабочая группа командования Сил ТрО предложила уникальную модель. Согласно ей уже создано управления на уровне ГВС Сил ТрО, которое координирует эту работу. К тому же решен вопрос привлечения к этой работе гражданских специалистов, специализирующихся на изучении именно культурного наследия. Для этого запустили проект военного подразделения по охране культурного наследия. Это так называемое культурническое добровольческое формирование территориальной громады (ДФТГ), к которому уже приобщились специалисты из сферы культуры, способные эффективно оценить повреждения, принять первоочередные меры, необходимые для сохранности памятников и ценностей и организовать эвакуацию. Вступая в ДФТГ, специалисты в сфере культурного наследия смогут по необходимости присоединяться к поездкам на линию столкновения.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Кроме того, сделано многое и для обеспечения уважения к культурному наследию и культурным ценностям во время планирования и ведения боевых действий. Уважение прежде всего касается ситуационной осведомленности военных о нахождении в зонах ответственности подразделений культурных памятников, которые находятся под защитой международного гуманитарного права, учет их наличия во время ведения и планирования боевых действий. Сейчас на информационно-коммуникационной платформе ВСУ Delta, которую разработал и администрирует Центр инноваций и развития оборонительных технологий Министерства обороны Украины, командование Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины создало и наполняет информационный пласт «Объекты, защищенные международным гуманитарным правом», который представляет собой электронную карту, отображающую информацию о более чем 60 тысячах объектов культурного наследия. Также там создан пласт Damages, который содержит задокументированную информацию о разрушенных или поврежденных во время вооруженного конфликта объектах культурного наследия и культурных ценностях (сейчас внесены сведения почти о 400 из них). Объекты культурного наследия активно маркируют «голубыми щитами», а также вносят в соответствующие реестры для получения правового статуса. Например, в декабре усиленную защиту предоставили еще пяти объектам культурного наследия Украины.

Все это важно делать, в частности, и для того, чтобы противник не мог аргументировать нападение на эти объекты незнанием. Сейчас обрабатывается вопрос создания отдельного информационного пласта зоны, пострадавшей вследствие разрушения Каховской ГЭС. Ведь рабочая группа Сил ТрО принимала активное участие в работе Межведомственного координационного центра по сохранению культурного наследия и культурных ценностей на территориях, пострадавших вследствие разрушения Каховской ГЭС.

В будущем в случае необходимости применить меры по защите и сохранению объектов культурного наследия и культурных ценностей в зоне ведения боевых действий могут формироваться временные мобильные группы. В их состав должны входить специалисты в сфере культурологии, археологии, архитектуры, музейного дела, искусства и т.п., а также подключаться военные.

Вместе с тем важно понимать, что привлекать Вооруженные силы Украины к мероприятиям государства по защите культурного наследия и культурных ценностей можно не только во время действия военного положения, но и в мирное время — для преодоления негативных последствий вооруженного конфликта в соответствующей сфере, ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  в случае их возникновения). Такой подход является мобильным и позволяет создать кадровый резерв, предусматривающий привлечение военно-гражданского и гражданского компонентов в сфере сохранения и защиты культурного наследия и культурных ценностей. Таким образом, чем раньше заработает украинская модель, тем больше будет шансов сохранить наши культурные памятники.

Последние новости

Похожие новости