В конце декабря Кабинет Министров Украины зарегистрировал новый законопроект о мобилизации. В документе, в частности, говорится об ограничении прав уклонистов, снижении призывного возраста и оснований для отсрочки. Проект закона также лишает отсрочки инвалидов III группы.
Юрист Андрей Топчий объяснил, противоречит ли Конституции Украины возможный призыв инвалидов III группы и могут ли их мобилизовать в будущем.
Он пояснил, что в данном случае существует определенное противоречие между, с одной стороны, правом на здоровье (ст. 49 Конституции Украины) и воинской обязанностью (ч. 2 ст. 65 Конституции Украины). Каждый гражданин обязан защищать Отечество, но реализация этой обязанности возможна только тогда, когда состояние здоровья позволяет такому лицу выполнять воинскую обязанность.
«Стоит отметить, что сама по себе инвалидность не является основанием для освобождения лица от воинского долга. Таким основанием является принятие решения о признании лица непригодным с исключением из воинского учета. Вместе с тем, законодатель отдельно отметил, что лица с инвалидностью согласно ст. 23 ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» имеют отсрочку от мобилизации», – пояснил он.
По мнению юриста, мобилизация лица с инвалидностью сама по себе не противоречит Конституции Украины, но Конституции противоречило бы признанию непригодного к военной службе лица пригодным к военной службе.
«Скорее вопрос, насколько критерии для непригодности, определенные в Приказе № 402 «О военно-врачебной экспертизе» соответствуют реальным возможностям лица осуществлять функции военнослужащего. Окончательно этот вопрос может быть решен только Конституционным Судом. Конечно, это не значит, что я поддерживаю утрату отсрочки для инвалидов третьей группы. Более того, надеюсь и надеюсь, что такая отсрочка сохранится», — пояснил он.
Ранее этот законопроект уже столкнулся со шквалом критики от политиков и представителей общественности. Омбудсман Дмитрий Лубинец заявил, что он противоречит нормам Конституции в местах, где речь идет об ужесточении наказания для уклоняющихся. Впоследствии он заверил, что офис омбудсмена и Минобороны нашли компромисс в этом вопросе.