Перенос сроков выборов Верховной Рады Украины и президента Украины никак не будет означать юридическую «просроченность» парламента и президента, на чем желает спекулировать Россия на международном уровне, указывает в своем материале для ZN.UA «Выборы в Украине: не сейчас, а когда?» судья Конституционного суда Украины в отставке, доктор юридических наук Николай Мельник.
Судья объясняет, что согласно ч. 1 ст. 76 Конституции Украины срок полномочий Верховной Рады составляет пять лет. При этом основной закон имеет специальное предписание о том, что «в случае истечения срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения».
«Итак, согласно этому предписанию, во время действия военного (как сейчас) или чрезвычайного положения полномочия ВР пролонгируются до того времени, когда будет избран новый состав парламента после отмены военного или чрезвычайного положения. Такая пролонгация не нуждается в ничьем решении – она осуществляется автоматически в соответствии с императивным предписанием Конституции», — подчеркивает Мельник.
Он отмечает, что формально с точки зрения законодательства Украины:
- выборов парламента во время действия военного положения быть не может — кто бы и как этого хотел;
- Верховная Рада нынешнего созыва будет легитимным законодательным органом до тех пор, пока в Украине будет продолжаться военное положение и после этого не будет избран новый состав парламента;
- в течение этого времени (сколь бы он ни длился) никто не может подвергнуть сомнению легитимность действующего парламента, поскольку его полномочия пролонгированы на высшем правовом уровне — конституционном.
При этом автор отмечает, что Конституция Украины не содержит аналогичной нормы относительно полномочий президента во время действия военного или чрезвычайного положения, и именно это стало основой для дискуссий о возможности и целесообразности проведения президентских выборов 2024 года. Однако Мельник указывает, что этот «пробел» компенсирован другими нормами Конституции.
«Несмотря на то, что Конституция (ч. 1 ст. 103) устанавливает пятилетний срок пребывания в должности президента, она предусматривает (обязывает!) выполнение главой государства своих полномочий и за пределами указанного срока. …
В то же время следует учитывать особенность института президентства в Украине, которая заключается в том, что Конституция не предусматривает возможности замещения президента на его должности (существования должности вице-президента) и выполнения его полномочий в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) или окончания срока, на который он избран. А значит, его никто не может заменить, подменить или на время исключить из системы государственной власти», — подчеркивает судья.
Так, Конституцией Украины определены органы государственной власти, которые по своим полномочиям и/или функциональному назначению едины в государстве. И по своему статусу (главы государства и Верховного главнокомандующего ВСУ), полномочиями и функциональным назначением таких государственных органов принадлежит и президент, который является неотъемлемым и одним из ключевых элементов государственной власти в Украине. Поэтому для надлежащего функционирования государственной власти на конституционных началах, обеспечение существования и сохранения государства, Украина полномочия президента должны осуществляться непрерывно.
Мельник напоминает, что исполнение обязанностей президента только на определенный срок до избрания и вступления в должность нового президента и в ограниченном объеме может полагаться на председателя Верховной Рады только в случае досрочного прекращения полномочий президента в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 Конституции (ст. 112 Конституции). Однако никто, кроме самого президента, не может выполнять его полномочия как в пределах пятилетнего срока пребывания его в этой должности, так и по истечении этого срока.
«Такой вывод основывается на основополагающих принципах функционирования государственной власти в Украине (в частности, принципах институциональной непрерывности и стабильности) и конкретных конституционных нормах.
Конституционное предписание по пятилетнему сроку пребывания в должности президента следует рассматривать в непосредственной взаимосвязи с положением ч. 1 ст. 108 Конституции, которой установлено, что «президент Украины выполняет свои полномочия до вступления в должность новоизбранного президента Украины».
Следовательно, указанная норма Конституции не только делает возможным, но и обязывает (императив — «выполняет»!) действующего президента осуществлять полномочия до того момента, пока его не сменит в должности новоизбранный президент», — указывает судья.
Он добавляет, что наконец конституционным основанием для пролонгации полномочий президента и парламента также может быть объективная невозможность проведения свободных выборов в условиях войны.
При этом судья отмечает, что вопрос легитимности украинской власти без проведения выборов в той или иной форме периодически вбрасывается и будет вбрасываться в информационное пространство России. Прежде РФ и Путин будут повторять, что не признают легитимность украинского парламента и президента после истечения конституционного срока их полномочий, хотя запланированное на март переизбрание Путина в России не совсем соответствует демократическим нормам.