Правительство готовит новый Трудовой кодекс. Чего ждать украинцам

Минэкономики, а не Минсоц тайно и без привлечения сторон социального диалога разработало проект нового Трудового кодекса Украины. И это сюрприз, которому вы точно не обрадуетесь. Поскольку рынок труда Украины из-за войны стал рынком работодателя, государству логично было бы подставить плечо работникам, чтобы уберечь их от злоупотреблений со стороны работодателей. Но государство решило иначе.

Даже название «проект» этому документу не очень подходит, это скорее попытка слепить новый Трудовой кодекс (далее ТК), путем компиляции уже внесенных в течение последних лет изменений в действующий КЗоТ, принятого в прошлом году Закона «О коллективных соглашениях и договорах» и проектов законов «О труде», «О коллективных трудовых спорах» и «О безопасности и здоровье работников на работе» (на разных стадиях разработки). Попытки создать этого урода Франкенштейна могут стать причиной серьезных коллизий норм ТК и других законов. Не говоря уже о последствиях для рынка труда, переживающего не самые лучшие времена, и его непосредственных участников — работников и работодателей. 

Это не исчерпывающий перечень замечаний, а лишь основные проблемы, но даже их, кажется, слишком много. Основная идея понятна — главным документом трудовых отношений становится трудовой договор. Конечно, в нем не может быть норм, ухудшающих положения, предусмотренные действующим законодательством. Но и само действующее законодательство ощутимо перекроили в пользу работодателей.

Начнем с того, что проект ТК вообще не содержит норм, регулирующих правоотношения работника и работодателя по обеспечению прав работника на общеобязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение — печально известную уплату единого соцвзноса (ЕСВ). То есть статьи 253–256 действующего КЗоТ просто исчезают из правового поля Украины без каких-либо альтернатив. Соответственно люди, работающие по трудовым договорам, уже не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, а владельцы предприятий уже не обязаны платить ЕСВ за работников, гарантируя им солидарную пенсию в будущем. Урегулирование этот вопроса будет зависеть от зафиксированных в трудовом договоре соглашений с работодателем, точнее, от его готовности брать на себя роль вашего налогового агента. Насколько успешными будут эти соглашения, нетрудно предугадать, учитывая, что до сих пор «экономия» на ЕСВ была основным источником налоговой оптимизации для многих работодателей.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Далее больше — проект фактически обнуляет действие Законов «Об оплате труда» и «Об отпусках». Предполагается, что большинство вопросов оплаты труда и отпуска будут урегулированы между работником и работодателем в индивидуальных трудовых договорах. В частности следующие: 

  • основания приостановления трудового договора без выплаты зарплаты;
  • основания сверхурочных работ;
  • случаи отзыва из отпуска;
  • разбивка ежегодного отпуска на части любой продолжительности;
  • оплата отпуска после его начала и т.п. 

Согласившись на определенные условия во время трудоустройства, работник рискует на годы оказаться в бесправном положении перед работодателем и выход будет один — увольнение.

Например, законодательных ограничений оснований прекращения трудового договора работодателем проект ТК вообще не содержит. Перечень условий, нарушение которых может быть причиной для увольнения, определяет сам работодатель. Если он в договоре укажет например, что таким основанием может быть наличие аккаунта в соцсетях или несоответствующая форма одежды на рабочем месте, то пост в Фейсбуке или штаны вместо юбки вполне могут лишить вас работы.

Также, согласно проекту, работодатель может расторгнуть трудовой договор из-за неявки работника на работу вследствие временной нетрудоспособности уже после 80 пропущенных рабочих дней подряд или 100 рабочих дней в течение рабочего года. Подчеркиваю, речь идет о нетрудоспособности, и действующая норма КЗоТ (пункт 5 части 1 статьи 40), которая дает работнику четыре месяца на борьбу с тяжелой болезнью или реабилитацию после нее, в наше время кажется целесообразнее. Вспомним хотя бы о ветеранах, которые, к сожалению, нередко нуждаются в длительном лечении.

В придачу проект кодекса содержит дискриминационную норму о лишении работника права на получение материального обеспечения в случае безработицы в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым установлен факт выполнения лицом работы без заключения трудового договора и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других обязательных платежей (подпункт 6 пункта 10 Заключительных и переходных положений проекта ТК). То есть если вдруг окажется, что ваш работодатель не оплачивал за вас ЕСВ, ни на какую помощь в связи с безработицей вы претендовать не можете. Является ли законным, что по сути работник должен нести ответственность за действия или бездействие работодателя? Конечно, нет, но именно об этом идет речь в проекте.

Не менее дискриминационна норма проекта о приостановлении трудового договора работодателем в случае участия работника в законной забастовке или в целом во всех случаях, предусмотренных трудовым договором. Вместе с тем заработная плата полностью или частично сохраняется на период приостановления действия трудового договора, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором (часть 4 статьи 60 проекта ТК). А если не предусмотрено — то и не сохраняется. 

К тому же нормы проекта (статья 84 проекта ТК) дают работодателю больше свободы в регулировании сверхурочного рабочего времени, потому что не содержат четко установленного перечня случаев, когда допустимо применение сверхурочных часов (как предусмотрено в статье 62 действующего КЗоТ), и не имеют никаких существующих на сегодняшний день ограничений. Например, к сверхурочным работам разрешено привлекать женщин, имеющих детей в возрасте от полутора лет (действующая норма статьи 63 КЗоТ — от трех лет). Справедливости ради следовало оставить хотя бы почасовое ограничение для сверхурочной работы, потому что договориться с няней о дополнительных трех-четырех часах можно всегда, а вот о пяти-шести — нет.

Хуже всего, что, перенося регулирование трудовых отношений на уровень «работодатель—работник», государство не просто самоустраняется от защиты работников, но еще и лишает их возможности влиять на работодателей через профсоюзы. Согласно проекту, работодатель в вопросах, касающихся условий труда и увольнения работников, может принимать решения без согласования с профсоюзными организациями. Что касается других вопросов, то закон обязует работодателя лишь проводить консультации с профсоюзами, без каких-либо дальнейших обязательств. 

Вишенка на торте — авторы проекта ТК уверяют, что он соответствует всем международно-правовым нормам, включая Европейскую социальную хартию. Но где там! Все упомянутые выше новшества так или иначе не соответствуют европейским практикам. И аргумент, что мы постепенно приближаемся к стандартам и практикам Европейского Союза, не выдерживает никакой критики, ведь со времени подписания Соглашения об ассоциации прошло уже почти десять лет. Достаточно для приближения, согласитесь. 

 

Неприемлемый копипаст 

И в завершение — немного теории для чиновников. Полное или частичное копирование в проект ТК норм как уже принятого Закона Украины «О коллективных соглашениях и договорах» №2937-IX от 23 февраля 2023 года, так и упомянутых законопроектов буквально уничтожает кодификацию — основу стабильного законодательства.

ads_loader(‘.advertising_18’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Нет, вопрос не в буквоедстве. Кодификация обеспечивает оптимальную скоординированность действующих норм законодательства. Кодификационные акты, собственно кодексы, — это фундамент, на котором строят новое законодательство, упорядочивают нормативно-правовой массив, устраняют существующие разногласия, унифицируют категорийный аппарат и т.п.

Кодификация не ограничивается упорядочением текста действующих актов. Во время кодификации происходит критическая переоценка действующих правовых норм, пересмотр нормативных актов, устранение несогласований и разногласий между ними, заполнение пробелов в праве, замена устаревших норм новыми. Результатом кодификации является на самом деле новый сводный законодательный акт, заменяющий нормативные акты, действовавшие ранее. К сожалению, проект нового ТК не имеет ничего общего с вышеуказанным. 

А отсюда и большинство упомянутых в статье проблем.

Последние новости

Похожие новости