Единственным юридическим фактором для проведения выборов высших представительных органов государственной власти Украины должно быть не завершение войны, а завершение правового режима военного положения. Путаница с этими близкими, но юридически нетождественными понятиями порождает дискуссии, которых не должно быть в принципе, заявляет в своей статье для ZN.UA «Выборы в Украине: не сейчас, а когда?» судья Конституционного суда Украины в отставке, доктор юридических наук Николай Мельник.
Он отмечает, что Конституция Украины и соответствующее ей действующее законодательство запрещают проведение выборов в условиях военного положения: на уровне закона — всех выборов, на уровне Конституции — парламентских. Однако потребность в проведении парламентских или президентских выборов может возникнуть, даже если война затянется на длительное или вообще неопределенное время.
«Следует признать, что полная консолидация украинского общества по факту завершения войны возможна только после полной деоккупации Украины. А это может занять гораздо больше времени, чем нам бы всем хотелось. Война, в самом широком смысле этого понятия, может длиться долго, слишком долго, чтобы с ее завершением увязывать дату начала очередных выборов президента и парламента», — отмечает он.
Автор подчеркнул, что завершение военного положения — постоянное или срочное для проведения выборов — должно состояться в результате наступления благоприятных условий для реализации свободного волеизъявления избирателей, где бы они ни находились — в Украине или за ее пределами. При этом с таким решением должны согласиться все участники политического процесса: органы государственной власти, наиболее влиятельные партии, общественные организации и широкие слои общества.
«То есть с юридической точки зрения проведение выборов во время военного положения невозможно. Проведение же выборов во время войны с Россией, которая может продолжаться еще как знать сколько, может оказаться безальтернативным вариантом, к которому следует готовиться уже сегодня», — считает Мельник.
При этом он подчеркивает, что такие выборы могут и должны состояться в случае возникновения действительно объективно-критической потребности в этом и при наличии соответствующих безопасности и других обстоятельств, максимально обеспечивающих свободное волеизъявление и соблюдение демократических избирательных процедур.