Досрочный конец сезона праймериз? Трамп остается чемпионом

Вчерашняя убедительная (54,6 против 43,2%, согласно предварительному подсчету) победа Дональда Трампа на праймериз в штате Нью-Гэмпшир практически обеспечила выдвижение его кандидатуры на должность президента США от Республиканской партии.

Единственная (после схождения с дистанции Рона ДеСантиса) соперница бывшего президента — Никки Хейли — заявила о намерении продолжать свою избирательную кампанию, сделав ставку на праймериз в родной для нее Южной Каролине (она была губернатором этого штата). Впрочем, это выглядело в основном напрасным делом. Особенно если учесть популярность Трампа и тотальную поддержку его кандидатуры руководством местных республиканцев

Праймериз в Нью-Гэмпшире представляли для Хейли самую лучшую возможность для «раскрутки» своей кандидатуры, учитывая характерную для местного избирателя непредсказуемость и большое количество в здешнем республиканском электорате людей с умеренными взглядами по сравнению с партийной «базой» в других штатах. К тому же правила организации праймериз в Нью-Гэмпшире позволяют участие в них «независимых» кандидатов, то есть тех, кто не относится ни к одной из двух главных политических партий США.

Хейли удалось получить преимущество над «умеренными» и «независимыми» участниками выборов, заручиться поддержкой избирателей с высшим образованием, но, как и ожидалось, этого оказалось недостаточно. Ядерный республиканский электорат поддержал своего «чемпиона». К трамповским фанатам присоединились те, кто доверяет ему (даже критически относясь к его личности) в экономических вопросах и разделяет его подход к преодолению иммиграционного кризиса, — а это вопросы, которые члены Республиканской партии относят к приоритетным.

Поражение Хейли имеет значение, выходящее за рамки ее собственного политического будущего. Фактически она — дополнительное свидетельство того, что трампизм стал новой идеологией Республиканской партии, в отличие от традиционных взглядов, включающих фискальную дисциплину и активную внешнюю политику. Хейли находилась в меньшинстве участников республиканских праймериз, последовательно и жестко отстаивая необходимость поддержки Украины Соединенными Штатами.

ads_loader(‘.advertising_6’,»«,’https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js’,function() {(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); });

Показательно, что в поддержку Трампа, даже не дождавшись итога результатов последних праймериз, высказывается все больше представителей республиканского истеблишмента, включая тех, кто раньше чувствительно критиковал его. Можно ожидать, что команда Трампа и республиканский истеблишмент будут усиленно давить на Хейли, чтобы убедить ее отказаться от дальнейшей борьбы. Высказывается мнение, что Хейли целесообразно снять свою кандидатуру и для того, чтобы сохранить политический капитал в перспективе выборов 2028 года.

Можно констатировать, что процесс отбора кандидата на должность президента США от Республиканской партии или фактически завершился, или очень близок к завершению. У демократов он должен официально начаться 3 февраля в Южной Каролине (такое изменение внес в отборочный календарь Национальный комитет демократов), но кандидатура Байдена безальтернативна, несмотря на формальное присутствие в списках двух других претендентов. Следовательно, поединок политических динозавров, о котором мы писали ранее, трансформировался из вероятности в почти неотвратимую реальность. Судьбу этого поединка определят американские избиратели, несмотря на нежелание большинства из них видеть матч-реванш Дональда Трампа и Джо Байдена.

В отсутствие необходимости инвестировать даже минимальные усилия в праймериз, члены команды по переизбранию действующего президента в течение определенного времени сосредоточились на поиске наиболее выигрышной для него темы избирательной кампании. Сначала акцент был сделан на достижениях Байдена в сфере экономики: укрощении инфляции, создании новых рабочих мест, преодолении негативного влияния эпидемии COVID-19, восстановлении индустриальной базы, модернизации инфраструктуры, развитии новейших технологий. Для этого даже был положительно переформатирован термин, запущенный консервативными оппонентами, — «байденомика». Несмотря на ожидания, эти аргументы не «зашли» избирателям, которые в массе своей чувствуют ностальгию по экономике эры Трампа и считают его более умелым экономическим менеджером. Эти позитивные эмоции нередко противоречат показателям экономической статистики: очевидно, речь идет о таком социологическом феномене, как разрыв между реальной ситуацией и ее восприятие в общественном сознании. Демократам остается надеяться, что на протяжении избирательного сезона инфляционные процессы заметно замедлятся, а покупательная способность обычных жителей США вырастет.

С учетом этих обстоятельств демократические стратеги выбрали новый «угол атаки» — угрозу, которую будет представлять Трамп для американской демократии и индивидуальных свобод американцев в случае его возвращения в Белый дом, принимая во внимание его действия во время пребывания на президентской должности и последние заявления вроде тех, что его новое президентство будет «президентством мести». В центр кампании поставлен вопрос ответственности Трампа за ограничение репродуктивных прав женщин вследствие отмены Верховным судом США конституционного права американок на аборты. Соответствующее постановление было принято в 2022 году благодаря голосам судей, назначенных в состав верховной судебной инстанции США президентом Трампом, поддержавшим это решение. В этом случае демократы прибегают к тактике, которая была использована во время последних промежуточных выборов в Конгресс США и способствовала получению их партией намного лучшего, чем ожидалось, результата. Именно защите репродуктивных прав было посвящено общее мероприятие Джо Байдена и Камалы Харрис 23 января, ставшее началом их кампании по переизбранию.

Следующий ноябрь покажет, насколько эффективной окажется эта тактика в нынешнем политическом цикле. Сейчас Байден не может выйти из круга непопулярности и восприятия его американским обществом как слабого президента: согласно последним опросам, индекс его поддержки снизился до 38,8% (в аналогичный период у президента Трампа он составлял 42,8%).

В меру интенсификации в США избирательной кампании растет ее влияние на вопрос дальнейшей поддержки Украины. Судя по информации, поступающей из Вашингтона, Сенат довольно близок к достижению компромисса по вопросам регулирования миграции благодаря согласию администрации Байдена на серьезные уступки республиканцам. Это решение, по моему мнению, наряду с желанием содействовать принятию пакета стратегической помощи Украине и другим странам-партнерам обусловлено пониманием серьезности ситуации в миграционной сфере и ее возможного негативного влияния на результаты избирательной борьбы для президента и Демократической партии.

Это хорошо понимают и республиканцы. Ожидаемая оппозиция сенатскому законопроекту в Палате представителей объясняется не только более жестким подходом членов тамошней республиканской фракции к регулированию иммиграции, но и нежеланием дать действующему президенту возможность записать в свой политический актив стабилизацию ситуации на южной границе. «Вишенкой на торте» для таких «симпатиков» Украины, как конгрессвумен Тейлор Грин, является возможность блокировать оказание помощи нашему государству, которую она сделала одним из главных лозунгов своей политической деятельности.

Торпедировать соглашение все настоятельнее призывает республиканцев и Дональд Трамп. К его мнению прислушаются не только конгрессмены-трамписты, включая спикера Майка Джонсона, в свое время получившего от Трампа «благословение» на должность, но и республиканцы в Сенате. Это происходит в то время, когда, по выражению лидера сенатского большинства Чака Шумера, «решается судьба войны в Украине. Решается судьба западной демократии».

Последние новости

Похожие новости