Ведущие европейские лидеры скоординировали усилия, чтобы заставить премьер-министра Венгрии Виктора Орбана согласиться на 50-миллиардную помощь, направленную на удержание экономики Украины на плаву во время войны с Россией. Некоторые европейские лидеры шутили, что пошлют премьер-министру Венгрии Виктору Орбану счета за дополнительные ночи, которые им пришлось провести в Брюсселе, чтобы убедить его поддержать финансирование для Украины, сообщает издание The New York Times.
Другие, менее в шутку, сообщили ему, что ему грозит юридическая приостановка членства в ЕС. А некоторые предлагали его встречу с выпивкой, когда он жаловался на то, что, по его мнению, европейская бюрократия настроена против него из-за идеологической ненависти.
Утром 1 февраля, всего за час до начала экстренного саммита Европейского Союза, Орбан отступил. После недель противостояния, когда он был единственным, кто не соглашался с 27 лидерами, он, наконец, согласился на создание знакового фонда для Украины в размере 50 миллиардов евро, или 54 миллиарда долларов США. Этот шаг стал особенно важен как для Украины, так и для Европейского Союза. Он поможет удержать украинскую экономику на плаву в течение следующих четырех лет.
Чтобы добиться этого, важнейшие европейские лидеры взяли на себя разные роли. Президент Европейского совета Шарль Мишель сыграл роль «плохого полицейского». В понедельник 29 января он позвонил по телефону Орбану и сообщил, что его требование о предоставлении права ежегодного вето в отношении фонда для Украины ни за что не будет утверждено. Мишель сказал Орбану, что некоторые члены ЕС рассматривают возможность запуска процедуры, полностью лишившей премьера Венгрии права голоса.
Затем, 31 января вечером, Орбан встретился с премьер-министром Италии Джорджой Мэлони, своим идеологическим другом из ультраправых, в представительском номере пятизвездочной гостиницы «Амиго» — любимого места для приезжих чиновников, в самом центре Брюсселя.
За бутылкой шампанского, Мэлони сказала ему, что он получит больше от ЕС, если подыграет ей. Она предположила, что пересмотр украинского фонда в 2025 году в определенной степени удовлетворит его потребность в тщательном контроле расходования средств. Сейчас был не самый лучший момент для этого.
Затем настал черед президента Франции Эммануэля Макрона. Вечером 31 января он встретился с премьер-министром Венгрии в отеле «Amigo» и предположил, что лидеры ЕС могли бы отреагировать на жалобу Орбана, что исполнительные власти ЕС отказывают Венгрии в финансировании из-за идеологической предвзятости.
При этом Виктор Орбан знал, что на этой же улице другие лидеры собираются поговорить о нем. Там проходила встреча между главой Европейского совета Шарлем Мишелем, премьер-министром Нидерландов Марком Рютте и канцлером Германии Олафом Шольцем. Они твердо решили, что никаких дальнейших уступок — наподобие размораживания денег ЕС для Будапешта, которого Орбан добился от своих партнеров раньше — не будет. Эти слова были переданы премьеру Венгрии.
Чрезвычайные усилия, направленные на то, чтобы заставить Орбана капитулировать, отражают как уникальную способность венгерского лидера играть роль «всего портящего», так и решимость его партнеров из ЕС достичь единодушного согласия помощи Украине. Отвечая на вопрос, получил ли Орбан какие-либо уступки в обмен на снятие вето, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен сказала журналистам: «Ответ на ваш вопрос просто «нет». Готовясь к отъезду домой, премьер-министр Венгрии настаивал что, победил.
«Миссия выполнена. Денежные средства Венгрии не попадут на Украину, и у нас есть механизм контроля в конце первого и второго года. Наша позиция по военному конфликту в Украине остается неизменной: нам нужно прекращение огня и мирные переговоры», — написал он в социальных сетях.