После вторжения Владимира Путина в Украину два года назад более трех десятков стран во главе с Западом ввели экономические санкции против России. Они были беспрецедентны по своему масштабу, охватывая энергетические и другие товары, финансы, технологии, путешествия, судоходство и т.д. Их целью было повысить стоимость продления войны для России. После введения этих беспрецедентных санкций против России центр тяжести мировой экономики неуклонно смещается к востоку, сообщает The Economist.
На Азию приходится два пятых мировых ВВП, туда переместилась значительная часть торговли, которую ранее Россия вела с Западом. И это несмотря на то, что три из шести азиатских стран, присоединившихся к санкциям — Япония, Австралия и Южная Корея — входят в пятерку крупнейших экономик региона. Америке следует иметь в виду, если она когда-нибудь задумается о введении аналогичных санкций против Китая.
Конечно, сам Китай под руководством приятеля Путина Си Цзиньпина сделал больше всех, чтобы взорвать санкции Запада. В 2022 году объем торговли между Россией и Китаем вырос на 29%, а в прошлом году, вероятно, еще больше. Китай и Гонконг стали главными поставщиками микросхем для России, что сорвало попытки Запада лишить Россию интегральных схем, необходимых для военного производства. Китай также быстро стал главным поставщиком автомобилей и смартфонов в Россию.
Однако китайская поддержка далеко не единственный фактор. Недавно выяснилось, как российские военные предприятия получают сложные станки из Тайваня. Посредники в Турции и других странах снабжают то, что нужно России. В Центральной Азии Казахстан и Кыргызстан являются ключевыми каналами «параллельного импорта», их торговля из РФ переживает бум.
Другой важный пример — нефть. В преддверии февраля 2022 года на Европу приходилось 3/5 российского экспорта, затем этот показатель резко снизился. В то же время, экспорт российской нефти в Азию вырос более чем наполовину, а крупнейшим покупателем является Индия.
Роль Сингапура довольно странная. Он стал единственным членом АСЕАН, который ввел санкции против России, однако на нефть они не распространяются. Сингапур — гигант нефтепереработки и нефтеторговли, а также самый оживленный бункерный порт в мире. За год до мая 2023 года его импорт российской нефти вырос почти вдвое. Спрос на хранение также вырос, это значит, что русские нефтепродукты смешиваются и продаются как нероссийская нефть с неплохой наценкой.
Торговля РФ с Азией демонстрирует, что даже если Запад захотел остановить экспорт российской нефти, он не смог бы этого сделать. Ценовое ограничение неэффективно еще и потому, что «теневой флот», составляющий примерно 10% всех танкеров, его игнорирует. Сегодня Россия зарабатывает на экспорте нефти больше чем до февраля 2022 года.
Даже если Запад успешно использует вторичные санкции для принуждения азиатских стран, долгосрочный риск состоит в том, что экономическая война подорвет как верховенство финансовой системы, основанной на долларе, так и влияние Америки в Азии, считает исследователь санкций в Корнельском университете Николас Малдер.
И если у Америки столько проблем с тем, чтобы заставить азиатов поддержать режим санкций против (для них) в отношении неважной страны, такой как Россия, можно представить, насколько больше проблем у нее будет с соседями Китая, если она когда-нибудь попытается ввести подобный режим против военного и экономического гиганта региона.
Как война России против Украины разделила Азию — читайте в статье Сергея Корсунского.